Моим маме и пале
с любовью посвящаю










Предисловие

Интерес человека к самому себе естественен и обоснован. Интерес к другим людям часто имеет совсем другие причины, и разнообразие их столь же велико, как и разнообразие человеческих судеб. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди науки. Результаты их работы позволяют увидеть в едином потоке человеческих жизней те уникальные, воспроизводящие жизнь человека как человека факты, законы и закономерности, увидеть и понять, что каждый человек воспроизводит в своей судьбе человеческое и создает своей жизнью свое, расширяющее, уточняющее, дополняющее представление, знание о том, что есть человек.

Жизнь устроена так, что рано или поздно любой из нас сталкивается с жизненной ситуацией, которая заставляет обсуждать, ставить, формулировать вопросы: "Что со мной происходит? Почему это со мной происходит?" Так человек встречается с необходимостью нового знания о самом себе. Но! Где эти знания взять? Здесь и приходит на помощь наука, предлагающая обобщенное знание, в котором можно (думаю, что нужно) найти ответ на вопросы о том, что происходит со мной.

Ответы могут быть самые разные, но все они будут отнесены к тому периоду жизни, который человек переживает, а периоды могут быть разные - критические, сенситивные, стабильные. Каждый период имеет свое происхождение и, в известном смысле, может быть предсказан даже самим человеком, если он умеет (научился, захотел научиться) анализировать свою жизнь.

Такую возможность анализа своей и чужой-жизни дает возрастная психология, одна из самых сложных и интересных отраслей современной психологии.

3

Без знания о периодах жизни человека нельзя работать учителю в школе, воспитателю в детском саду, врачу в больнице, адвокату в суде, психотерапевту в клинике... Без этого знания трудно быть мамой, папой, дедушкой, бабушкой и... даже ребенком (особенно взрослым ребенком).

Слушатели и студенты, которым я читала и читаю курс "Возрастная психология" и спецкурсы по разным его разделам, всегда с интересом относились к фактическому материалу и с большим трудом воспринимали теорию психологии. Но проходили годы, и, встречаясь с повзрослевшими студентами - уже учителями, психологами, мамами и папами, слышала от них слова о том, что важно "какое-то общее знание о жизни".

Наверное, похожего знания когда-то я искала сама. Для меня это стало своего рода читательским заданием. Его я и попробовала выполнить в этой книге.

Я бесконечно благодарна всем читателям моих книг, кто нашел в себе силы и время на то, чтобы поговорить со мной о них.

Еще раз выражаю свою бесконечную любовь своей семье за помощь и поддержку в моей работе.

Январь 1999 г.

Предисловие к третьему изданию

Я не ожидала, что "Возрастная психология" станет учебником, поэтому в тексте не было никаких дидактических замыслов.

Сейчас, когда он будет переиздан, я попыталась организовать каждую главу так, чтобы она была более удобна для целостного восприятия проблем, которые в ней изложены.

Основной текст я решила оставить без изменения - пусть он сохранит все приметы времени, когда был написан.

Сейчас, когда мои мысли и чувства принадлежат моим читателям, я хотела поделиться с ними тем, что мне самой подарила жизнь и...

Я напишу стихи о чудесах,
которых, как известно, не бывает.
Замечу время на больших часах,
где стрелка, мне сочувствуя, кивает,
и буду строчку строчкой торопить -
число чудес на свете умножая
словами о любви, и слово "жизнь"
в них никому ничем не угрожает.

Май 2000 г.
Дания

4

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.