Уголовный процесс относится к числу юридических дисциплин, для познания которых необходимо специальное усвоение не только сведений о содержании соответствующего законодательства, но и международных соглашений, подзаконных актов и комментариев к ним, а также сведений о практике применения соответствующих правовых предписаний. Весьма важным элементом познания данной дисциплины является приобретение студентами навыков критической оценки типичных или нетипичных ситуаций, которые могут возникать в ходе уголовного судопроизводства, умения искать и находить правильные ответы на практические вопросы, а также юридически грамотно оформлять процессуальные действия.
С учетом этого требования кафедра уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова подготовила в 1990 г. первое издание настоящего практикума. Однако после его выхода в свет, как известно, произошли многочисленные и весьма существенные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве и практике его применения. В значительной степени утратило свое значение уголовно-процессуальное законодательство бывшего Союза ССР. По-иному стали звучать предписания соответствующих международных норм. Коренным образом изменилась трактовка ряда уголовно-процессуальных институтов. Эти и некоторые другие факторы, а равно опыт преподавания с использованием изданного ранее пособия, подсказали необходимость переиздания его в обновленном варианте.
Как и прежде, коллектив авторов исходил из того, что практикум призван способствовать повышению эффективности преподавания учебного курса "Уголовный процесс". С его помощью должны расширяться и углубляться познания студентов, приобретаемые ими на лекциях, при изучении учебников и нормативных актов, вырабатываться умение анализировать конкретные ситуации, находить нужное
V
правовое предписание, принимать законные и обоснованные решения, юридически грамотно оформлять их, а также составлять всю другую процессуальную документацию. Активное использование материалов, включенных в практикум, будет, как мы надеемся, содействовать усвоению теоретических основ уголовного судопроизводства в целом и его важнейших институтов.
Материалы практикума охватывают основные темы курса, предусмотренные программой. Внутри соответствующих разделов материалы расположены по следующей схеме:
- - сведения о законодательстве и подзаконных актах по теме раздела (статьи УПК, другие законодательные акты, руководящие разъяснения и другие принципиальные решения высших судебных инстанций, ведомственные нормативные акты), а также об имеющих отношение к теме раздела международных документах;
- - вопросы, на которые студенты должны быть готовы ответить при проработке темы раздела на семинарском занятии или в ходе самостоятельной работы;
- - конкретные примеры из судебной, прокурорской или следственной практики, критический анализ которых призван способствовать закреплению знаний студента;
- - примерные тексты процессуальных документов, составляемых судом (судьей), прокурором, следователем либо лицом, ведущим дознание, при решении вопросов, связанных с темой конкретного раздела.
Формы и способы проработки материалов, содержащихся в практикуме, целесообразно определять с учетом специфики изучаемой темы. Шаблонный подход здесь недопустим. В любом случае центральное место должна занимать самостоятельная работа студентов: четкое усвоение предписаний рекомендуемого законодательства и (или) иного нормативного материала, подготовка ответов на вопросы темы, внимательный анализ практических примеров, выработка предполагаемых решений или оценок, написание по указанию преподавателя проектов процессуальных документов. Лишь при таком изучении предмета возможна организация в ходе семинарского занятия активной и заинтересованной дискуссии, способной содействовать серьезному освоению проблем уголовного судопроизводства.
Эффективной формой обучения, используя которую можно подводить итог на определенных этапах изучения материалов практикума,
VI
является организация инсценировок (деловых игр), имитирующих стадии судопроизводства и их части. "Действующими лицами" становятся студенты. В качестве фактического материала для таких имитаций используются обычно данные, содержащиеся в несложных (один-два обвиняемых, один-два эпизода, восемь-десять свидетелей, не более одной экспертизы) архивных уголовных делах. "Роли" заранее распределяются преподавателем. Возможны игры, имитирующие опознание, очную ставку, следственный эксперимент, ознакомление обвиняемого со всеми материалами дела и т.п. После завершения работы над материалами раздела, посвященного постановлению приговора, желательна организация учебного судебного разбирательства. При хорошей подготовке это позволит стимулировать повторение студентами всего материала, который изучался на предыдущих стадиях обучения.
Москва, май 1995 |
Доц. М.А.Ковалев, проф. Э.Ф. Куцова |
VII