Дукт. Дуктом называется последовательность и направление в написании составляющих букву линий. Дукт может не быть постоянным для данной буквы у одного и того же лица в пределах даже нескольких строк одного письма: он изменяется и определяется зависимостью от следующей буквы, приноравливаясь к ней так, чтобы их связь (лигатура) была наиболее удобна и экономна. Этими принципами экономии и удобства (в идеале) диктуется написание каждой буквы. Надо, однако, учитывать и случайность написания буквы.
Чем чаще начинают писать - тем скорее надо написать, чтобы успеть написать побольше. Стало быть, для лучшей производительности писать надо наиболее простыми по рисунку линиями: ими напишешь больше чем за то же время усложненными написаниями букв. Позволить себе писать с "закорючками" и другими "излишествами" становится невозможным. Усложняющийся и ускоряющийся темп жизни считает их недопустимой роскошью и явочным порядком определяет упрощенный рисунок письма.
Естественно предположить, что наиболее экономен тот способ письма, при котором буква пишется одним
75
движением руки; без отрыва ее от бумаги и без прохождения дважды по написанной уже части литеры. Однако иногда бывает легче написать букву в два приема (так "Ђ" в старой орфографии), а некоторые буквы (например "X") пишутся двухчастно (или даже трехчастно, например, "Ж"). А в старом наклонном двунажимном письме были буквы, которые (по рекомендации соответствующих пособий) писались в четыре, пять или даже в шесть "темпов"1.
Просматривая различные прописи и руководства по письму, убеждаешься в том, что учащемуся рекомендовался порою не самый практичный способ письма. При принятой в течение многих десятилетий методике, когда в основе письма лежала контрастность (т.е. двунажимность - она технически возможна при гусином и металлическом пере, но неосуществима при узаконенной ныне с первого класса шариковой ручке), повторный ход по уже написанному был неизбежен. Например, строчное "а" осуществлялось сначала в виде яйцевидного овала, ходом руки справа налево, сверху вниз (правая сторона при этом была едва намечена волосной линией); потом рука отрывалась, и написание буквы заканчивалось более толстой линией, идущей по волосной и переходящей в полукруг слева направо. Таким образом, написание буквы осуществлялось, как правило, в два приема с неизбежным отрывом руки, хотя бы и на самой небольшой площади в 1-2 кв. мм. Прописное "Б" тоже писалось в два приема: сначала прямой линией с переходом ее внизу слева направо в завершенный круг или, точнее, петлю, потом рука отрывалась, чтобы, сверху начав полукругом справа налево, провести прямую линию влево.
Нужно помнить, что в русской (как и иной) графике существуют варианты написания некоторых букв. У большинства пишущих они сосуществуют, и та или иная форма нередко зависит от следующей (а иногда и предыдущей) буквы. При этом бессознательно, но прочно вырабатываются навыки - какой способ лигатуры "сподручнее" в том или ином сочетании - речь идет, например, о различных типах верхних и нижних выносных: "д", "", "т" и "т". В связном почерке дукт
76
обычно сложнее, чем у пишущего раздельными буквами. Хотя время, затрачиваемое при письме связно, несколько меньше, чем при написании того же слова раздельно, разница в доли секунды при писании, скажем, несколько часов может составить относительно большое время. Но четкость письма при этом выигрывает.
Беглое, скорописное письмо ученика, овладевшего прописью, в процессе бессознательной выработки индивидуального почерка сводится к преодолению предписанных норм, чаще всего в сторону их упрощения. Только письмо писаря сохраняло навсегда методику прописей - это определяло безликость этого почерка, но зато обеспечивало его четкость, возможность беглого чтения написанного текста. А индивидуальный почерк всегда более или менее затруднен.
Современное обычное письмо составляет (по отношению к прямой горизонтальной линии строки бумаги) прямой угол (90°) или гораздо чаще наклонено вправо (до 100-125°) - так называемое правонаклонное (декстрастрофическое) письмо. Наклон менее 90° (нередко у левши) считается нарушением нормы - так называемое левонаклонное (синистрастрофическое) письмо - оно встречается относительно редко. Совершенно особой своеобразностью отличался почерк П.Я. Чаадаева. После 1831 г. почерк его стал "совершенно прямой, очень скупой на закругления и на тонкие линии, особого рода "полуустав" с некоторым наклоном к готическому письму средневековья, по впечатлениям иных напоминающий даже и клинообразное письмо"1.
Прописи современной школы в этом смысле сделали большой шаг вперед: они отвергли пресловутую, многими десятилетиями освященную двунажимность и все те элементы письма, которые в быту давно приобрели наименование "завитков" или "завитушек". Стоит сравнить общий рисунок письма в прописях прошлого века, например, у наиболее популярных методистов, таких, как В.С. Гербач, Ф.В. Греков, В.П. Вахтеров, с нынешними, и прогресс станет очевиден. Наши современные руководства рекомендуют письмо, лишенное "украшательства". Другое дело, что и в этом случае индивидуальный почерк школьника постепенно приобретает те
77
или иные новые черты. Широчайшее распространение пишущей машинки, прочно вошедшей в быт и ставшей принадлежностью домашнего обихода, далеко не только для работ творческого характера, но и для личной переписки и других надобностей, существенно облегчает этот процесс общения1.
78
1
См., например,
Ходоровский В. Курс скорописания... СПб., 1846.
1
Чаадаев П.Я. Три письма. С введением и комментариями Д. Шаховского. - Звенья. М.-Л., 1935, вып. 5, с. 209.
1
Удачный "Краткий терминологический словарь форм букв" помещен в книге:
Малов В.Н. Происхождение современного письма. М, 1975, с. 138.