3. Стенография

Человек говорит приблизительно в 5-6 раз быстрее, чем пишет (имеется в виду современная скорость). Скорость речи колеблется в пределах от 60 до 120 слов в минуту. Отсюда, естественно, издавна у разных народов возникли многочисленные способы упрощения письма и ускоренной записи речи: стенография, тахиграфия, графодромия, быстропись, краткопись - из всех этих названий-синонимов прочно вошло в оборот первое, происходящее от греческого "стено" - сжато, узко и "графо" - пишу. Относительная трудность (точнее, трудоемкость) освоения методики привела к образованию особой профессии стенографов, ставшей уделом почти исключительно женщин.

47

Стенографическая запись текста может фиксировать либо нарочитый диктант (текста доклада, письма и пр.), либо же гораздо чаще непосредственно речь оратора (докладчика) на собрании или в иной публичной обстановке. Несравненно реже, в меру распространенности стенографии в широких кругах (за рубежом чаще, чем у нас), стенография может использоваться в личном обиходе для черновых, предварительных набросков, для записи цитат и других выписок или же для записи своей же устной речи.

Кроме этой профессиональной стенографии следует иметь в виду, что у каждого работника умственного труда постепенно вырабатывается индивидуальная система упрощения письма при помощи привычных лигатур и индивидуальных условных знаков. Напомню для примера, что в 1846 г. Н.Г. Чернышевский читал одну из книг французского стенографа Авг. Гросселена1, которая помогла ему выработать собственную оригинальную систему полустенографической записи, на многие годы затруднившую прочтение его дневника2. В этой системе слово "если" обозначалось знаком "х"; "целый" и все производные от этого слова - значком, напоминающим латинское "z"; "этот", "эта", "это" - знаком вроде греческой сигмы и т.д.

Первые попытки применить стенографию для записи русской речи относятся, по-видимому, к 1792 г. Под этой датой в "Опыте российской библиографии" В.С. Сопикова (ч. 5, 1821, № 11723) зарегистрирована (в качестве, редкой) книга Франца Анри "Тахиграфия или способ краткописания, по коему почти столь же скоро можно писать, как говорят" (М., 1792).

В 1806 г. в Москве на французском языке вышла книга Godfrey "Okygraphie russe, ou Méthode simple et facile pour écrire le russe aussi vite que la parole". Расширенный вариант этой же книги появился в Москве в 1809 г. на русском языке ("Российское чтение и скорописание, или Верный способ учить читать по-русски с присовокуплением

48

простой и легкой методы писать на сем языке столь же скоро, как и произносить слово").

В 1820 г. в Петербурге была издана "Графодромия или искусство скорописи. Сочинение г. Астье, переделанное и примененное к русскому языку бароном Модестом Корфом". Недавний лицеист на отдельной странице написал перед текстом: "Императорскому Царскосельскому лицею посвящено признательным воспитанником". В перечне лиц, подписавшихся на эту книгу, находим ряд профессоров лицея: Куницына, Кошанского, Будри, Кайданова и др., а также товарищей по учению: Пушкина, Кюхельбекера, Плетнева и некоторых других. Кроме того, в числе подписчиков значатся Грибоедов, отец поэта С.Л. Пушкин и ряд других лиц1.

Ни одна из названных книг сколько-нибудь значительным успехом не пользовалась и вряд ли имела практическое применение.

Едва ли большее значение имела вышедшая в Москве в 1844 г. книга "Стенография, или Искусство писать так же скоро, как говорить на русском и французском языках". Как установлено в литературе, книга написана одним из учеников французского стенографиста Ипполита Прево2. Вслед за этой книгой в 1848 г. вышла "Стенографическая азбука, или Первоначальное руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методике, основанной на изображении букв точками или чертежами, изданная С. П. К.".

Стенография в это время оставалась уделом частной инициативы и частного применения. Правительство относилось к ней враждебно, как к смешной и ненужной затее. "...Сожалеем об одном, что нет у нас стенографии, которая могла бы удерживать летучие слова профессора"3,- писал в 1843 г. С.П. Шевырев в отзыве о лекциях Т.Н. Грановского.

В 1849 г. Главное управление цензуры признало, что рукопись сочинения Н. Мейера под заглавием: "Руководство

49

для стенографии на русском языке", содержащую в себе "правила стенографического искусства, которое не может и не должно иметь никакого применения в России, не следует дозволять к печатанию"1.

Все это свидетельствует о популярности стенографии в России в то время, но сведений же о публичном ее применении в нашем распоряжении нет.

В 1858 г. в Петербурге была опубликована книга М. Иванина "О стенографии или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку"2. Друг Добролюбова Н.М. Михайловский в специальной (анонимной) рецензии в "Современнике" приветствовал самую идею этой ставшей популярной книги, но вынужден был признать, что "стенография может иметь у нас более применения в частной жизни, чем в общественной, где использование ее остается в области благих пожеланий"3. Действительно, в условиях отсутствия гласности в дореформенной России сфера применения стенографии получает общественное признание только после 1864 г., т.е. после судебной и земской реформ. Гласность и состязательность суда требовала дословной и точной записи прений и всего хода заседания: отчет приобрел значение юридического документа. В литературе мелькал даже термин "присяжный стенограф" по аналогии с юристами: "присяжный заседатель", "присяжный поверенный". "Стенография, - писал М. Иванин, - есть необходимая принадлежность вводимого у нас в настоящее время гласного суда и гласного

50

обсуждения по делам земства; общество начало сознавать пользу употребления стенографии"1.

Всевозможные акционерные общества, банки, концессионные компании, различные общественные организации тоже нуждались в стенографах для записи отчетов, прений и пр. Едва ли не первым случаем публичного использования стенографии был знаменитый диспут о происхождении Руси между М.П. Погодиным и Н.И. Костомаровым, состоявшийся в Петербурге в здании университета 19 марта 1860 г. В "Современнике" была напечатана эта стенограмма по записи стенографа В. Мордвинова2.

"В тогдашней прессе, - свидетельствовал шестидесятник-стенограф И.К. Маркузе, - немало толковали и о самой стенографии как об интересном искусстве... стенография была некоторою "злобою дня", модным предметом"3.

Правительству сразу и притом в разных местах империи и сравнительно в большом числе понадобилось много скорописцев. Были организованы курсы стенографии при военно-топографическом училище, публичные курсы при городской думе в Петербурге, при Московском мещанском училище и т.д. В некоторых петербургских гимназиях вводилось необязательное преподавание стенографии. Стали предоставляться всевозможные льготы частным предпринимателям: именно в этой области был допущен "вольнонаемный" женский труд, который быстро вытеснил мужской. Для женщин были основаны специальные курсы стенографии П.М. Ольхина.

Одни за другими начинают выходить всевозможные пособия по стенографии - И. Коренева, А.Н. Артоболевского, И.И. Паульсона, И.А. Устинова, Я.Е. Мессера, А. Шевлякова, Н.Е. Торнау, П.М. Ольхина и др.

Именно в это время складываются две основные стенографические системы, вариантами которых являются все появлявшиеся в позднейшее время; всего на материале русского языка в 1806 по 1954 г. их насчитывается не менее 120! Одна система геометрическая, в ней основой являются прямая линия, точка, круг и его части, и

51

соответственно письмо приобретает характер, более или менее близкий к геометрическим фигурам. Другая система - курсивная, или графическая, - кладет в основу наклоненный вправо (как и в обыкновенном письме) овал и части существующих букв в их скорописном написании.

Между этими двумя системами начинается весьма жестокая борьба, порой с неприкрытой рекламой и коммерческой конкуренцией, порой идет серьезная дискуссия о преимуществах того или иного метода. Системы Иванина, Габельсбергера, Шевлякова, Штольце, Терне наперебой доказывали свое превосходство1. Специально организованная правительством комиссия сносилась с существовавшим в Дрездене стенографическим обществом, послала за границу для изучения опыта чиновника особых поручений Брадке, объявила конкурс на сочинение по стенографии в наиболее удобном для русского языка варианте. Была обещана премия в 1500 руб. На конкурс поступило 28 печатных и рукописных сочинений. Первая премия никому присуждена не была, но учебники Ольхина (система Габельсбергера) и Паульсона и Мессера (система Штольце) были выделены в качестве наиболее удачных.

Хорошие стенографы очень ценились. В 1866 г. для решения вопроса о преимуществе той или иной системы были организованы специальные стенографические состязания2.

Со второй половины 60-х годов XIX в. стенография налипает широко применяться студентами, некоторыми писателями, учеными, в редакциях газет и т.д. Группы студентов стенографически записывали лекции профессоров, а потом выпускали их в качестве учебных пособий в литографированном виде3. Некоторые из них были авторизованы и легли в основу позднейших подробно разработанных печатных курсов.

52

История сохранила любопытные факты: "Петербургские трущобы" Всеволода Крестовского, "Старая и новая Россия" Д.К. Гирса, "Игрок" и последняя часть "Преступления и наказания" Достоевского, часть "Основ химии" Д.И. Менделеева, "Курс лекций по агрохимии" Д.Н. Прянишникова, "Теоретические основы воздухоплавания" Н.Е. Жуковского, наконец, "Режиссерские уроки К.С. Станиславского" Н.М. Горчакова были записаны стенографически1. Некоторые произведения Лескова, например "Кадетский монастырь", представляют собой обработанную запись стенограммы воспоминаний Г.Д. Похитонова. Лесков рекомендовал помощь стенографа М.И. Пыляеву, но для себя возможность использования этого метода исключал2. Стенографически записаны секретарем Л.Н. Толстого Н.Н. Гусевым некоторые статьи великого писатели в последние годы его жизни; корреспонденция же сплошь и рядом осуществлялась при предварительной помощи стенографа. Подготовленные тексты неоднократно правились и переписывались3. Куприн нередко диктовал стенографу: именно так была закончена "Яма"4. Воспоминания Шаляпина были переписаны М. Горьким со слов Шаляпина, который диктовал их стенографистке Е.П. Струковой-Сильверсван5.

В благодарной памяти потомков сохранится имя одной из первых в России женщин-стенографисток - Анны Григорьевны Сниткиной (1846-1918), стенографически записавшей в 1866 г. роман Достоевского "Игрок" и тем спасшей писателя от серьезнейших материальных осложнений с издателем Ф.Т. Стелловским. В 1867-1868 гг.

53

она вела стенографической записью свои дневники, расшифрованные ею через 30 лет. Для воспоминаний, написанных в поздние годы, тоже были использованы стенографические заготовки, в них содержится подробный рассказ и о работе у Достоевского1.

Другим видным стенографом своего времени был выдающийся русский революционер Ипполит Никитич Мышкин (1848-1885). По окончании училища кантонистов в Пскове он поступил в Петербургское военно-топографическое училище, здесь же он изучил стенографию, которой очень увлекся. Выйдя в отставку, Мышкин посвятил себя стенографии. Он работал в качестве стенографа в московском, нижегородском и рязанском земствах. В 1869 г. И.Н. Мышкин стенографировал для "Московских ведомостей" процесс Нечаева. С этого же времени, может быть, под влиянием впечатления от этого процесса, он начинает сближаться с революционными кругами и вскоре полностью посвящает себя подпольной работе. Всем известна его неудачная, но героическая попытка освобождения из Вилюйска Н.Г. Чернышевского, его жизнь на каторге, а потом заключение и казнь в Шлиссельбургской крепости2.

В условиях наступившей реакции резко падает значение гласности, падает и интерес к стенографии, которая в этом смысле весьма точно отражает состояние общества, являясь как бы зеркалом общественной и государственной жизни.

Следует иметь в виду, что даже самая совершенная стенографическая запись (а такая встречается сравнительно редко) все же лишь приблизительно передает

54

произнесенный текст. Стенографистка, как правило, пропускает отдельные слова, иногда при трудностях расшифровки пропускает какие-то куски или же, что еще хуже, восполняет их по собственному усмотрению.

Стенограмма должна быть выправлена: авторизации подвергается обычно первоначальная расшифровка (так называемый дешифрант), который потом перепечатывается. Авторская правка сплошь и рядом бывает очень значительна, особенно при переработке, например, доклада в статью, курса лекций в учебник. В этих случаях стенограмму рассматривают в качестве предварительного наброска, черновой или получерновой записи, исходя из нее автор создает текст, обычно весьма отличный от стенографической записи. Помимо всего, при такой переработке текст переводится в другой "регистр" - из устной речи с преобладанием личного тона в специфически письменный, гораздо более "объективного" звучания1.

Поэтому, например, в собрании сочинений В.И. Ленина принято совершенно правильное решение - невыправленные стенограммы вводить в издание лишь "поневоле", до нахождения аутентичного или по крайней мере более аутентичного варианта текста2. Документальная точность неавторизованной стенографической записи весьма и весьма сомнительна. Сравнение двух стенограмм одного текста окончательно в этом убеждает. Следует напомнить, что В. И. Ленин в 1919 г. просил не полагаться на стенографическую запись его речей3.

Лишь очень немногие деятели литературы и науки "говорят, как пишут", и их стенограммы могут идти в печать с незначительной правкой - такими были, например, А. В. Луначарский и Е.В. Тарле.

55

У каждого стенографа в процессе работы создаются свои индивидуальные детали записи; поэтому стенограмма, как правило, расшифровывается тем стенографом, который вел запись, и по возможности сразу, по свежей памяти.

Как известно, статью "Очередные задачи Советской власти" Ленин первоначально диктовал стенографу. Правильный текст этой стенограммы был расшифрован недавно: оказывается, стенограф диктовал поочередно пяти машинисткам и читать текст надо последовательно, а не подряд, как это делалось до сих пор.

В СССР в 1933 г. принята Государственная единая система стенографии (ГЕСС), в основу положена система Н.Н. Соколова, представляющая собой один из наиболее практичных вариантов курсивного письма. По ней проводится обучение многочисленных кадров стенографов1.

Изучение стенографии, не представляя собой каких-либо теоретических трудностей, тем не менее исключительно трудоемко. Хорошим стенографом может стать лишь тот, кто длительно и систематически упражняется, "набирая скорость". Отсутствие в течение какого-то времени практики снижает достигнутую скорость записи. Известного напряжения требует и запоминание стенографических идеограмм. Расшифровка стенограммы опять-таки трудоемкий процесс, требующий определенных навыков. При этом стенографистка должна овладеть еще и профессией машинистки. Стенографический труд весьма напряжен: каждая высококвалифицированная стенографистка работает подряд не более получаса: при механическом сведении частей одной стенограммы в единый текст нередко возникают несогласованности, обязательно требующие редакторской обработки текста.

Вспомним по этому поводу те иронические строки, которые посвятил стенографии - сам некогда стенограф - Чарльз Диккенс в "Дэвиде Копперфилде". Речь идет о системе Телера: "Я купил рекомендованную мне книжку о благородном и таинственном искусстве стенографий

56

и окунулся в море таких затруднений, что через две-три недели впал в полное отчаяние. Точки, повторяющиеся на все лады и означающие в одном месте одно, а в другом нечто другое, совершенно непохожее; чудесное, причудливое сочетание кружочков, бесчисленные значения черточек, напоминавших мушиные лапки; ужасные последствия не на месте поставленных завитушек - все это не только волновало меня в часы бодрствования, но и преследовало во сне...". После того как герой добился, наконец, должной скорости записи, оказалось, что понять написанное "было ничуть не легче, чем разобрать китайские знаки на чайных чашках или золоченые надписи на огромных красных бутылях в лавках с химическими товарами" (ч. II, гл. 9, ср. еще гл. 7 и 14).

Ввиду исключительно трудоемкого процесса изучения стенографии наблюдался значительный процент отсева учащихся (в 1870-1880 гг. он достигал 85% первоначального числа учащихся). Практическое внедрение стенографии для индивидуального пользования получило очень незначительное распространение.

57


1 "Vocabulaire sténographique". Paris, 1822, 1824 или "Systéme de stenographie". Paris, 1822.
2 Чернышевская Н.М. Летопись жизни и деятельности Н.Г. Чернышевского. М., 1953, с. 23; И-в [Протасов И.Ф.]. О рукописи Чернышевского. - Вопросы стенографии и машинописи, 1928, № 12, с. 3-5; Алексеев Н.А. "Шифр" Н.Г. Чернышевского. - Красный архив, 1936, № 3 (76), с. 221-225.
1 В библиотеке Пушкина книга не сохранилась, и сведения о ней в пушкиниане и в работах по истории библиотеки почти отсутствуют.
2 См.: Юрковский А. Очерки по истории русской стенографии. - Вопросы стенографии и машинописи, 1928, № 10, с. 15.
3 Шевырев С.П. Публичные лекции по истории средних веков г. Грановского. Письмо в губернию. - Москвитянин на 1843 год, № 12, с. 529.
1 Щукинский сборник. М., 1903, вып. 2, с. 343 (разрядка моя - С.Р.). См. ЦГИА, ф. 772, оп. I, № 2303. В ф. 777, оп. 25, № 1685 хранится рукопись того же автора - "Учебная книга стенографии для русского языка с прибавлением стенографии немцев и французов" (1846 г.) - она была разрешена к печати, но в свет все же не вышла. Гоголь в одном из писем 1850 г. упоминает немецкие стенографические протоколы (Полн. собр. соч., т. XIV, 1952, с. 173).
2 В ЦГИА хранится дело о разрешении С.-Петербургскому цензурному комитету рассмотреть эту книгу на основании общих цензурных правил (ф. 772, оп. I, №4362 / 151724 от 29 января - 18 марта 1857 г.). Таким образом, ясно, что для издания книг по стенографии ранее существовали какие-то особые правила. В Гос. историческом архиве в Ленинграде есть дело "По прошению стенографа Терне о разрешении в его публичных чтениях заменить значковую методу письма <...> новою, им разработанною системою по слуховому началу" (1875, стол I, № 5717/27).
3 Современник, 1858, № 7, отд. VII, с. 73; см. еще анонимную рецензию в "Северной почте", 1864, 28 января, № 23, с. 89-91.
1 Иванин М. Теория стенографии для русского языка. - Отечественные записки, 1866, май, кн. I, с. 182.
2 Его имя указано в тексте журнала, в оглавлении номера и тома (Современник, 1860, № 3, с. 292).
3 Исторический вестник, 1900, № 3, с. 982.
1 Некоторый любопытный материал, характеризующий эту борьбу, см.: Стасюлевич М.М. Новейшие успехи стенографии. - Голос, 1863, 19 июня, № 154, с. 601-602; Артоболевский А.Я. О преподавании стенографии в училище военного ведомства. - Народное богатство, 1864, 20 июня, № 138, с. 546; Ершов Н.А. Обзор русских стенографических систем. СПб., 1880, с. 138-143.
2 См.: Отечественные записки, 1866, сентябрь, кн. I, с. 1-6 (отдельная пагинация); кн. 2, ноябрь, с. 1 (отдельная пагинация).
3 Николадзе Н.Я. Воспоминания о шестидесятых годах. - Каторга и ссылка, 1927, № 4 (33), с. 35.
1 Исторический вестник, 1900, № 3, с. 982. На обороте шмуцтитула "Основ химии" (СПб., 1869) читаем: "Г-н Никитин стенографически записал со слов автора почти всю первую часть этого сочинения". Напомню еще имя одного из первых и лучших судебных стенографов А.Я. Липскерова (Чехов М.П. Вокруг Чехова. М.-Л., 1933, с. 104).
2 Исторический вестник, 1900, № 3, с. 988. Ср. в статье Н. С. Тихонова - Как я работаю: "...я не мог бы, например, диктовать стихи стенографистке" (Литературная учеба, 1930, № 5, с. 101).
3 И-в [Протасов И.Ф.]. Толстой и стенография. - Вопросы стенографии и машинописи, 1928, № 8-9, с. 3-5. Для художественных произведений Толстой этот метод исключил. См.: Гусев Н.Н. Два года с Л.Н. Толстым. М., 1973, с. 263.
4 Кулешов Ф.И. А.И. Куприн. Минск, 1963, с. 423.
5 См.: Переписка А.М. Горького с И.А. Груздевым. М., 1966, с. 80 (Архив А.М. Горького, т. XI).
1 См.: Достоевская А.Г. Дневник. М., 1923; ее же. Воспоминания. М., 1971. А.Г. Достоевская стенографировала по системе Иванина, но применяла ряд собственных условных сокращений. Отрывок из "Дневника писателя" за январь 1881 г. и "Биография Ф.М. Достоевского" расшифрованы усилием Ц.М. Пошеманской. См.: Капелюш Б.Н. и Пошеманская Ц.М. Стенографические записки А.Г. Достоевской. - Литературный архив. Материалы по истории литературы и общественного движения. - М.-Л., 1961, вып. 6, с. 109-111. Интересные соображения о том, как характер стенографической записи повлиял на стиль Достоевского, см.: Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. Л., 1979, с. 317.
2 См.: Бурлаков П.И. Н. Мышкин. - Вопросы стенографии, 1924, № 1/3, с. 44; Лесной. И.Н. Мышкин. - Вопросы стенографии, 1925, № 1/7, с. 40. Ср. еще очерк В.Г. Короленко. Ипполит Никитич Мышкин (История моего современника, кн. 3, ч. 5, гл. 2).
1 Поэтому, и вполне правильно, стенограф не обладает никакими авторскими правами на застенографированный им текст. В наше время имя стенографа в печати никогда не фигурирует. Не так было раньше: выше приведены примеры упоминания имен стенографов в печати, известно и судебное дело, возникшее в 1888 г. вследствие перепечатки в одной газете напечатанной в другом месте стенограммы: иск возбудил стенограф (см.: Горшков А. Стенография и авторское право. - Вопросы стенографии, 1926, № 7/19, с. 19-20).
2 См. воспоминания стенографистки, записывавшей с лета 1920 г. публичные выступления В.И. Ленина. Вексман Р. Ленин и стенография. - Вопросы стенографии, 1926, № 1 (13), с. 1-3; ее же. Как мы записывали речи В.И. Ленина. - Наука и жизнь, 1968, № 1; с. 22-26. См. также: Остроумова В.П. Ленин, как оратор с точки зрения стенографа. - Вопросы стенографии, 1924, № 1/3, с. 5-6.
3 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 246-247.
1 В несколько усовершенствованном виде она представлена в книге: Гильдебранд А.Г. Стенография. М., 1968; ср. еще: Акопян О.С. Учебник стенография. Массовое и профессиональное письмо. 5-е изд. Ростов-на-Дону, 1976; Вексман Р.А., Каждан Я.Е., Порто Т.С. Стенография. 3-е изд. М., 1979.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.