На долю очень немногих писателей выпало пройти все этапы: Л.Н. Толстой в юности писал гусиным пером, потом перешел на металлические, а под конец жизни пользовался и "резервуарным" (другие названия - "самоструйное", "самописки")1.
Металлическое перо в любой своей модификации для того, чтобы оно могло быть употреблено, неизменно сопровождается чернильницей. Это "спаренное" существование имело определенные неудобства.
В начале XIX в. (а по некоторым сведениям, едва ли не в 60-х годах XIX в.) появились "вечные" ручки - самое название подчеркивало автономию металлического пера: оно органически совмещено с чернильницей, во всяком случае, запас его был достаточен для длительного, безостановочного пользования в течение многих часов (не менее 48).
Первые модели имели некоторые неудобства: перо ввинчивалось внутрь и лишь после этого оно накрывалось крышкой, для заполнения корпуса чернилами нужно было пользоваться пипеткой и пр. Но эти недочеты вскоре были устранены.
Разнообразие, которого достигли в наше время типы вечных ручек, измеряется сотнями, если не тысячами вариантов. Однако самый принцип остался неизменным. Достигнуты большие успехи в борьбе с коррозией пера - на его устье напаивается какой-либо особо твердый сплав. Проектируются перья с регуляторами жесткости и пр.
Для удобства заправки стали выпускаться ручки с заполненными чернилами полиэтиленовыми ампулами. Стоит вынуть опустевшую использованную и заменить ее полной, свежей, и перо снова готово к работе.
Переход от стальных перьев к авторучкам изменил характер почерка - он стал более ровным. При необходимости периодически обмакивать перо в чернильницу более рельефное вначале письмо по мере того как чернила иссякают и высыхают становится менее отчетливым, а линии бледнее и тоньше. При некотором навыке можно научиться почти без ошибок определять, написан ли текст "вечным" или стальным пером.
34
1
Шкловский В. Лев Толстой. 2-е изд. М., 1967, с. 601.