Утопический социализм Т. Мора
и Т. Кампанеллы

Первым крупным литературным выступлением с позиций социализма явился знаменитый памфлет английского писателя-гуманиста и государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535) под названием "Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия", опубликованный в 1516 г.

Корнем всех общественных неустройств, по мнению Т. Мора, являются частная собственность и деньги: "Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо".6

И он нарисовал картину идеального общественного устройства, якобы существующего на острове Утопия: устранена частная собственность, земля принадлежит обществу, вместо торговли - обмен продуктами между городом и деревней. Работают утопийцы по 6 часов в сутки и остальное время посвящают умственному труду, науке, искусству, литературе. Все жители получают одинаковое образование. Деньги устранены, из золота и серебра делают ночные горшки и посуду для грязных нужд. По государственному устройству Утопия приближается к республике. Сифогранты - выборные должностные лица - следят за тем, чтобы все занимались полезными делами. В Утопии нет богатых и бедных.

28

Другая система раннего утопического социализма была разработана итальянским монахом-философом Томмазо Кампанеллой (1568-1639). Наиболее значительная его работа - утопия "Город Солнца", где он также излагает идеал общественного порядка: отсутствие частной собственности на орудия труда, обязательность 4-часового физического труда для всех, нет нищеты, эксплуатации, невежества - осуществлено творческое содружество всех тружеников общества. Все добытые продукты распределяются по потребностям. Государственная власть имеет выборный характер. Во главе общества стоит выбираемый пожизненно самый крупный ученый, имеющий трех помощников в лице триумвиров, также выбираемых из выдающихся ученых и носящих символические названия: "Сила", "Мудрость" и "Любовь".

Идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы носили утопический характер грубо-уравнительного коммунизма, однако отражали поиски идеального справедливого общественного устройства, стремление трудящегося народа к уничтожению частной собственности и созданию новых общественных отношений.

Обращает на себя внимание, что и выходец из зажиточной дворянской семьи, активный государственный деятель (достигший высшего в Англии поста лорда-канцлера) Т. Мор, и монах Т.Кампанелла, проведший 27 лет в тюрьме, то есть совершенно разные люди, выступали против частной собственности, видя в ней причины неравенства и "неустройств".

Однако глобальным направлением экономической теории, как уже было отмечено, стал анализ процесса производства.

29


6 Мор Т. Утопия. М.: Мысль, 1978. С. 132.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.