Теория "супериндустриализма"
О. Тоффлера

В книге "Третья волна" (опубл. в 1981 г.) Олвин Тоффлер (род. 1928, США) выделил три волны в эволюции цивилизации: первая - переход от общества охотников к аграрному обществу, вторая - от аграрного к индустриальному, сейчас идет третья - к новой стадии - супериндустриальному обществу или суперсимволической экономической системе.

"Эта третья волна исторических перемен представляет собой не простое расширение индустриального общества, но радикальное изменение направления его развития, а часто и отрицание того, что существовало прежде. Она является не чем иным, как полной трансформацией, по меньшей мере столь же революционной сегодня, как индустриальная цивилизация 300 лет назад. Это возникновение полностью новой цивилизации в самом широком смысле этого слова".55

Что же понимает Тоффлер под "цивилизацией третьей волны"? Это существенные изменения в энергетической базе общества, появление громадного разнообразия источников энергии - водной, солнечной, геотермальной, приливной, из биомассы, термоядерной. Техническая база опирается на достижения биологии, генетики, электроники, космической техники, производства искусственных материалов. Одним из главных видов сырья станет

118

информация, в получении, переработке, хранении и передаче которой будет занято значительное число людей. Вместо телевидения - "индиовидение", позволяющее каждому в отдельности получать по заказу требующуюся информацию. Произойдет улучшение и изменение условий труда. Появятся дома - электронные коттеджи, в которых можно заниматься производственной деятельностью, не покидая дома. Отсюда возможна "модель деревенского общества" при отсутствии крупных городов.

В работе "Предвидения и перспективы" (опубл. в США в 1983 г.) Тоффлер утверждает, что трудности состоят в несовместимости старой и новой технологий, в перемещении производства из развитых в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой. Он считает, что США - единственная страна, в которой утопия может стать реальностью, стоит лишь США отказаться от империализма, поскольку США обладают всеми необходимыми техническими и организационными предпосылками для становления "цивилизации третьей волны".

Решающим в социально-экономическом отношении фактором перехода к супериндустриальному обществу является усиление "эфемеризаций", то есть темпа обновления явлений повседневной жизни. Возрастает, например, тенденция к одноразовому использованию вещей (носовые платки, простыни из бумаги, подвенечные платья). В результате резкого ускорения темпов жизни "эфемеризация" охватывает все стороны жизни индивида, в том числе происходит "эфемеризация" человеческих отношений.

Усиление миграции населения ослабляет привязанность человека к месту, типичной становится не пожизненная профессия, а периодическая их смена - траектория профессий. Отсюда - фундаментальные изменения в отношениях собственности. Происходит потеря "привязанности к вещам", развивается психология "выбрасывателей". С ростом "эфемеризаций" и увеличением богатства общества собственность в любой ее форме исчезает.

Целью экономической деятельности становится не максимизация прибыли, а "психологическое удовлетворение", подрывается "закономерное стремление к обладанию

119

собственностью, потребители начинают коллекционировать впечатления, как прежде они коллекционировали вещи".56

Растворение собственности в растущей "эфемеризации" отношения людей к вещам практически ведет к прекращению классовой борьбы пролетариата и буржуазии, а вместе с тем снимает и противоречие между капитализмом и коммунизмом. "Проблемы, связанные с этим процессом "психологизации", сделают конфликт XX века, конфликт между капитализмом и коммунизмом сравнительно незначительным... Супериндустриальная революция сможет покончить с голодом, болезнями, невежеством и жестокостью... откроет новые возможности для развития личности, для новых впечатлений и радостей".57

В 1990 г. вышла в свет новая книга О. Тоффлера "Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века". Здесь он выделяет три источника, питающие власть: силу, богатство и знание.

Сила или угроза применения силы способны лишь на грубое принуждение и свойственны власти низкого качества. Власть силы уже изжила себя. Власть среднего качества основана на богатстве, капитале. Ее инструмент - деньги. Роль денег в процессе формирования индустриального общество возрастала. Но капитал удерживал полноту власти до момента развития информационных технологий.

Высшее качество и наибольшую эффективность придают власти знания. Они подчиняют силу и богатство и становятся определяющим фактором функционирования власти. Богатство утрачивает материальное воплощение (в аграрной цивилизации - это земля, в индустриальной - капитал). Возникает новая - символическая форма капитала (информация, идеи, символы). Это, считает Тоффлер, подтверждает идеи Маркса, предсказавшие конец традиционному капиталу. Символический капитал - знания - имеет принципиально иную природу: он неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений.

Трансформируется понятие труда.

120

Высший уровень труда - научные исследования, экономический анализ, программирование.

Средний уровень - смешанные виды труда, соединяющие физическую работу с использованием информации (сфера обслуживания, производства с использованием компьютерной техники).

Нижний уровень - ручной труд - постепенно исчезает.

Его идеология - "упрощенный марксизм", воспевающий простого рабочего человека, его труд, создающий общественное богатство, выглядит в эпоху расцвета высоких технологий нелепо.

Информационные сети играют революционную роль во всей социальной жизни - от экономики до культуры, смещая властные структуры и провоцируя информационные войны между корпорациями.

Благодаря развитию высоких технологий и свободному обмену информацией западные страны приобрели мощный экономический потенциал, во много раз превышающий возможности социалистических стран. Именно компьютеризированный капитализм, а не индустриальный социализм стал предсказанным Марксом качественным скачком вперед. А в социалистических странах создалась "революционная ситуация", поскольку производственные отношения сдерживают развитие производительных сил. И Тоффлер выделяет три направления экономических реформ в социалистических странах:

  • изменение форм собственности, отказ от монополизации государственной собственности;
  • отказ от централизованного планирования, поскольку оно оперирует неэкономическими понятиями, дезинформирует и дезорганизует систему;
  • изменение приоритетов экономического развития от промышленного производства к умственному труду.

121


55 "Американская модель" с будущим в конфликте / Под ред. Г.X. Шахназарова, М.: Прогресс, 1984. С. 30-31.
56 Афанасьев В.С. Буржуазная экономическая мысль 30-80-х годов XX века. М.: Экономика, 1986. С. 307.
57 Там же. С. 309, 307.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.