Исходную основу марксистских идей о неизбежности замены капитализма новым более прогрессивным обществом составило учение о развитии и смене общественно экономических формаций.
Как уже было отмечено, сжатую формулировку материалистического понимания истории К. Маркс дал в предисловии к книге "К критике политической экономии" Приведем ее полностью: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые,
84
от воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции".30
Отметим, что здесь же Маркс сформулировал и следующую важную и часто забываемую мысль: "Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества".31
Таким образом, на смену изжившим себя производственным отношениям приходят новые, более прогрессивные. Так же, считал Маркс, произойдет и с буржуазными отношениями.
Этот процесс он характеризовал в "Капитале" так. Первоначальное накопление капитала приводит к уничтожению частной собственности, основанной на собственном труде. При этом "превращение карликовой собственноети многих в гигантскую собственность немногих, экспроприация у широких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, - это ужасная и тяжелая экспроприация
85
народной массы образует пролог истории капитала".32 Наступает эпоха капиталистической частной собственности. Но капиталистическое производство на основе действия собственных объективных законов с необходимостью естественного процесса порождает свое собственное отрицание. Это - отрицание отрицания. В результате конкуренции между капиталистами происходит процесс централизации капиталов в руках уменьшающегося числа магнатов капитала. Одновременно развивается кооперативная форма процесса труда, планомерная эксплуатация земли, превращение средств производства в такие, какие могут быть использованы лишь комбинированным общественным трудом, развитие интернационального характера производства, втягивание всех народов в сеть мирового рынка. Вместе с тем возрастает нищета, эксплуатация и возмущение рабочего класса, который увеличивается по численности, объединяется и организуется. Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют".33 Капиталистическая частная собственность должна быть заменена общественной. В ходе социальной революции пролетариат берет власть, на смену капитализма приходит социализм.
В работе "Критика Готской программы" (написанной в 1875 г. и опубликованной в 1891 г.) Маркс впервые четко различает стадии становления нового коммунистического общества: переходный период от капитализма к коммунистической формации, ее низшую фазу - социализм и высшую - собственно коммунизм.
Переходный период - это период сосуществования и борьбы антагонистических классов - рабочих и капиталистов. Начинается он с установления диктатуры пролетариата и образования общественной собственности нa средства производства. Общими чертами обеих фаз ком м у диетической формации Маркс и Энгельс считали
86
господство общественной собственности, равенство всех трудящихся по отношению к средствам производства, отсутствие эксплуатации, коллективизм, планомерное ведение хозяйства.
Критикуя идею о праве работника на "полный, неурезанный продукт своего труда", Маркс показал схему распределения совокупного общественного продукта, из которого прежде всего вычитается то, что требуется для возмещения потребленных средств производства; добавочная часть для расширения производства; резервный или страховой фонд. Из оставшегося фонда предметов потребления (до дележа индивидуального) вновь вычитаются: общие, не относящиеся к производству издержки управления; то, что предназначается для совместного удовлетворения потребностей (школы, учреждения здравоохранения и др.); фонды для нетрудоспособных.
В способе же распределения продукта между индивидуальными производителями - важнейшее отличие социализма и коммунизма. На первой фазе распределение осуществляется по труду: каждый "получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда".34 Здесь равенство состоит в том, что измерение производится равной мерой - трудом. Однако по своему содержанию это есть право неравенства, поскольку не равна индивидуальная одаренность и существуют семейные различия (по количеству нетрудоспособных). Эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества. Способ распределения определяется способом и уровнем развития производства. Исходя из этого, Маркс утверждал: "На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним
87
развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: „Каждый по способностям, каждому по потребностям!"".35
В заключение приведем высказывания современных американских экономистов о Марксе и марксизме. Так, Е. Хант утверждает: "Я верю в то, что если и когда будет создано общество, основанное на принципах истинного равенства и свободы, его создатели будут многим обязаны идеям К. Маркса".36 А крупнейший современный экономист П. Самуэльсон утверждает: "Марксизм слишком ценен, чтобы оставить его одним марксистам".37
88
32
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 771.
35
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 20.
36
Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991. С. 22.