Марксизм о социализме
и коммунизме

Исходную основу марксистских идей о неизбежности замены капитализма новым более прогрессивным обществом составило учение о развитии и смене общественно экономических формаций.

Как уже было отмечено, сжатую формулировку материалистического понимания истории К. Маркс дал в предисловии к книге "К критике политической экономии" Приведем ее полностью: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые,

84

от воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции".30

Отметим, что здесь же Маркс сформулировал и следующую важную и часто забываемую мысль: "Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества".31

Таким образом, на смену изжившим себя производственным отношениям приходят новые, более прогрессивные. Так же, считал Маркс, произойдет и с буржуазными отношениями.

Этот процесс он характеризовал в "Капитале" так. Первоначальное накопление капитала приводит к уничтожению частной собственности, основанной на собственном труде. При этом "превращение карликовой собственноети многих в гигантскую собственность немногих, экспроприация у широких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, - это ужасная и тяжелая экспроприация

85

народной массы образует пролог истории капитала".32 Наступает эпоха капиталистической частной собственности. Но капиталистическое производство на основе действия собственных объективных законов с необходимостью естественного процесса порождает свое собственное отрицание. Это - отрицание отрицания. В результате конкуренции между капиталистами происходит процесс централизации капиталов в руках уменьшающегося числа магнатов капитала. Одновременно развивается кооперативная форма процесса труда, планомерная эксплуатация земли, превращение средств производства в такие, какие могут быть использованы лишь комбинированным общественным трудом, развитие интернационального характера производства, втягивание всех народов в сеть мирового рынка. Вместе с тем возрастает нищета, эксплуатация и возмущение рабочего класса, который увеличивается по численности, объединяется и организуется. Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют".33 Капиталистическая частная собственность должна быть заменена общественной. В ходе социальной революции пролетариат берет власть, на смену капитализма приходит социализм.

В работе "Критика Готской программы" (написанной в 1875 г. и опубликованной в 1891 г.) Маркс впервые четко различает стадии становления нового коммунистического общества: переходный период от капитализма к коммунистической формации, ее низшую фазу - социализм и высшую - собственно коммунизм.

Переходный период - это период сосуществования и борьбы антагонистических классов - рабочих и капиталистов. Начинается он с установления диктатуры пролетариата и образования общественной собственности нa средства производства. Общими чертами обеих фаз ком м у диетической формации Маркс и Энгельс считали

86

господство общественной собственности, равенство всех трудящихся по отношению к средствам производства, отсутствие эксплуатации, коллективизм, планомерное ведение хозяйства.

Критикуя идею о праве работника на "полный, неурезанный продукт своего труда", Маркс показал схему распределения совокупного общественного продукта, из которого прежде всего вычитается то, что требуется для возмещения потребленных средств производства; добавочная часть для расширения производства; резервный или страховой фонд. Из оставшегося фонда предметов потребления (до дележа индивидуального) вновь вычитаются: общие, не относящиеся к производству издержки управления; то, что предназначается для совместного удовлетворения потребностей (школы, учреждения здравоохранения и др.); фонды для нетрудоспособных.

В способе же распределения продукта между индивидуальными производителями - важнейшее отличие социализма и коммунизма. На первой фазе распределение осуществляется по труду: каждый "получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда".34 Здесь равенство состоит в том, что измерение производится равной мерой - трудом. Однако по своему содержанию это есть право неравенства, поскольку не равна индивидуальная одаренность и существуют семейные различия (по количеству нетрудоспособных). Эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества. Способ распределения определяется способом и уровнем развития производства. Исходя из этого, Маркс утверждал: "На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним

87

развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: „Каждый по способностям, каждому по потребностям!"".35

В заключение приведем высказывания современных американских экономистов о Марксе и марксизме. Так, Е. Хант утверждает: "Я верю в то, что если и когда будет создано общество, основанное на принципах истинного равенства и свободы, его создатели будут многим обязаны идеям К. Маркса".36 А крупнейший современный экономист П. Самуэльсон утверждает: "Марксизм слишком ценен, чтобы оставить его одним марксистам".37

88


30 Там же. С. 6-7.
31 Там же. С. 7.
32 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 771.
33 Там же. С. 772-773.
34 Там же. Т. 19. С. 18.
35 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 20.
36 Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991. С. 22.
37 Там же.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.