В процессе исторического развития общества неизбежно появляются экономические идеи - представления о том, что такое экономика, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать.
Долгое время экономические идеи остаются отрывочными, разрозненными, но постепенно они формируются в определенные системы экономических взглядов - возникают экономические учения.
Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, формирования, развития, борьбы и смены экономических учений.
При этом каждое экономическое учение выражает систему взглядов того или иного класса на хозяйственные явления, на те или иные вопросы хозяйственной деятельности, на экономические отношения в обществе. Складывается такая система постепенно в процессе развития общества и данного общественного класса. История экономических учений изучает воззрения рабов и рабовладельцев, феодалов и крестьян, буржуазии и рабочего класса, интеллигенции.
5
В литературе почти не сохранились материалы, характеризующие программные требования рабов античной Греции, скудны источники для характеристики экономических воззрений рабов античного Рима. Более обширные сведения имеются об экономической программе римского крестьянства, получившей свое отражение в аграрных проектах братьев Гракх. Экономические же требования феодального крестьянства ярко выражены во многих документах своей эпохи, в особенности периода позднего феодализма.
Таким образом, в классовом обществе экономические учения носят классовый характер. Новому и старому базису, новым и старым классам соответствуют прогрессивные и реакционные экономические учения.
Однако следует иметь в виду, что не все экономические воззрения становятся орудием классовой борьбы, приобретают первенствующее значение в идеологической борьбе. Многие, особенно современные, учения выявляют общие законы развития экономики. Ортодоксальное утверждение науки прошлых лет - буржуазный, значит, враждебный - нанесло огромный вред отечественной экономической науке. Убедительным свидетельством состоятельности современной буржуазной политэкономии является успешное использование ее рекомендаций правительствами капиталистических стран. Большой теоретический и практический интерес представляют ее исследования закономерностей рыночной экономики, денежной и финансовой систем.
Необходимым условием познания истории развития экономических учений является их систематизация. В большинстве случаев в основу периодизации положены этапы всемирной истории, как правило, общественно-экономические формации. Действительно, экономические учения рабовладельческого общества предшествуют учениям феодального общества, последние предшествуют экономическим воззрениям капитализма.
Однако жесткий схематизм здесь недопустим. Периодизация истории экономических учений отдельной страны и периодизация всемирной истории экономических учений не всегда совпадают, как не совпадает экономическое развитие отдельно взятых стран. Так Россия позже
6
других стран вступила на путь капитализма. Например, учение Н.Г. Чернышевского, направленное прежде всего против крепостничества в России, находит свое место во всемирной истории экономических учений в эпоху феодализма, на стадии кризиса феодального общества и перехода к капиталистической системе хозяйства; относится оно и к направлению утопического социализма.
Особое место занимают экономические учения Китая, Индии, арабских стран, Африки - по отношению к ним принятая периодизация мало подходит.
Кроме того, среди ученых-экономистов существуют различные подходы к определению этапов экономического развития общества - отсюда и различия в этапизации истории экономических учений.
В завершение отметим, что изучая историю экономических учений, важно знать, в каких исторических условиях возникло то или иное учение, какую роль оно играло в общественном развитии. Следует помнить, что система экономических взглядов формируется средой, окружающей экономистов, средой, которая их вырастила и воспитала; что носители экономических идей - не абстрактные личности, а члены определенного общества, определенного класса, определенной семьи. Именно поэтому, изучая направления развития экономической мысли, в особенности идеи отдельных ученых, важно учитывать и историческую обстановку, и происхождение носителя идеи.
7