Экономические идеи
западноевропейского
утопического социализма

С критикой капитализма выступали и социалисты, которые представляли другое направление экономической мысли.

Социалистические и коммунистические идеи развивались во многих произведениях XVI-XVIII вв. Но свой расцвет утопический социализм переживает в первой половине XIX в.

Социалисты-утописты считали, что от бедствий, порождаемых капиталистической системой, страдают все

67

классы общества, а поэтому ставили целью их спасение от социального зла. Они выступили как противники социальной революции, верили, что стоит только путем просвещения и агитации добиться повсеместного распространения социалистических идей, стоит только просветить народ, воспитать побольше добродетельных людей, как социализм возникнет безболезненно.

Представителями утопического социализма во Франции были Анри Клод де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) и Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837).

Объединяет их концепции прежде всего попытка рассмотреть историю развития общества от низшей стадии к высшей. Идее классиков о "естественном порядке" они противопоставляли идею развития. При этом Сен-Симон выделял такие стадии, как ранний период, рабство, средневековье, современный период и "золотой век"; Фурье же историю развития общества представляет так: периоды, предшествующие производственной деятельности, - первобытный, именуемый эдемом (дикость или бездеятельность); раздробленное, обманное, отталкивающее производство (здесь, в свою очередь, три стадии: патриархат, мелкое производство; варварство, среднее производство; цивилизация, крупное производство); социетарное, правдивое, привлекательное производство (также включающее три стадии: гарантизм, полу ассоциация; социантизм, простая ассоциация; гармонизм, сложная ассоциация). Тем самым они подходили к понятию "общественно-экономическая формация". При этом Сен-Симон видел в качестве основы "общественного здания" отношения собственности: "Закон, устанавливающий власть и форму правления, не имеет такого значения и такого влияния на благосостояние наций, как закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею".24

Современную эпоху Сен-Симон считал эпохой переходной, критическим периодом, в который должна быть создана партия промышленников. К последним он относил ученых, предпринимателей и рабочих, которые совместно с королевской властью должны установить справедливое общество, тогда и наступит "золотой век".

68

Будущее справедливое общество Сен-Симон считал индустриальной системой, которая будет развиваться по определенному плану на базе крупного промышленного производства. Управление будет осуществляться из единого центра.

Планы развития производства и распределения будут составляться учеными, промышленные капиталисты, имея богатый опыт, будут руководить организацией управления, а рабочие - непосредственно трудиться над выполнением планов. Важным принципом функционирования такого общества будет обязательность труда для всех. Цель будущего общества - производство необходимых и полезных вещей, достигнутое благополучие должно способствовать и умственному развитию членов общества.

В своей индустриальной системе Сен-Симон сохранял капиталистическую собственность, выступая против землевладельцев и ростовщиков. Преобразовать капитализм он предлагал мирным путем, обращаясь к "просвещенным монархам", призывая их начать переделку общества с частичных реформ. После устранения наследственной знати (право наследования есть несправедливая привилегия жить праздно и пользоваться плодами чужого труда), выкупа земель у землевладельцев, не занимающихся сельским хозяйством, и облегчения положения крестьян Сен-Симон призывал перейти к полному изменению общества, забрав власть у непроизводительных классов и передав ее промышленникам. Большую роль он отводил религии, считая, что она идейно объединит индустриальное общество. Он называл ее христианством, но вкладывал новое содержание - сплав идей о справедливом обществе.

Если Сен-Симон представил общий эскиз будущего, то его конкретную детализацию дал Фурье.

Однако знаменит Фурье, прежде всего, тем, что с огромным сарказмом дал обличительную критику буржуазной цивилизации, считая, что все пороки, которые существовали в старых формациях, достигают здесь наиболее лицемерной формы. Развитие буржуазных отношений - это процесс возникновения нового феодализма, более страшного, чем старый. Социальный прогресс в таком обществе - иллюзия, в нем живут паразиты (он насчитывает 14 категорий паразитов) за счет остальной массы

69

населения. Земледелие не развивается, господство мелкого хозяйства приводит к нищете крестьян. В городах труд подневольный, это новый вид рабства. Невозможно решить социальные проблемы. Образуется пропасть между капиталистом и работником. Бедность порождается избытком. Люди находятся в состоянии непрерывной войны между собой и коллективом. Производительные силы расхищаются. Конкуренция порождает власть кучки капиталистов, вырастает монополия, олигархия. Такой строй, утверждал Фурье, не имеет права на существование, так как это предел беспорядка, нищеты и разврата.

При этом особо стоит отметить, что Фурье предсказал в своеобразной форме переход капитализма в монополистическую стадию, которую он называл торговым феодализмом: свободная конкуренция закономерно превращается в собственную противоположность, ведет к монополии, которая представлялась Фурье в образе монополизации "новыми феодалами" торговли и банковского дела. Конкуренция между предпринимателями, утверждал он, отнюдь не служит интересам общества, как это утверждали классики, а, напротив, разрушает его, создавая анархию производства, хаос, кризисы.

Для спасения общества, считал Фурье, необходимы срочные меры, иначе возникнет революция и междоусобная война. И он характеризует основы и намечает детальный проект организации нового общества.

Основной ячейкой ассоциации, по мнению Фурье, должна быть фаланга, где люди занимаются земледелием и промышленностью - это производственно-потребительское товарищество, сочетающее в себе черты коммуны с обычным акционерным обществом. Деньги для организации фаланг должны дать капиталисты, которые будут акционерами. Все доходы фаланги делятся на три части: 4/12 - капиталу, 3/12 - таланту, 5/12 - труду. Все члены фаланги живут в одном общем громадном здании - фаланстере. В новом обществе сохраняются старые титулы и звания: там есть калифы, великие князья, монархи. Во главе будущего общества всего земного шара поставлен омниарх.

В фаланге сохраняется имущественное неравенство (бедняки, которые могут первоначально и не быть акционерами, делают свой вклад трудом). Однако капиталист,

70

став членом фаланги, перестает быть капиталистом в старом смысле. Общая обстановка созидательного труда вовлекает его в процесс непосредственного производства. Поскольку дети богатых и бедных воспитываются в одной здоровой семье, эти различия в следующих поколениях могут сгладиться.

Движут человеческую историю, по мнению Фурье, страсти, в них выражается гармония, предначертанная божественной волей. Правильная организация общества должна учитывать все человеческие склонности (всего их, считает он, 12), и называет семь условий правильной организации труда.

В отличие от Сен-Симона Фурье представлял себе общественное производство децентрализованным, в виде отдельных общин - фаланг, связанных между собой взаимной помощью и обменом излишками.

В целом в отношении идей Сен-Симона и Фурье можно сделать два главных вывода: во-первых, они не смогли обойтись без мелкобуржуазных иллюзий; во-вторых, обречены на провал все попытки предписать людям будущего обязательный образ действий и поведения, подробно регламентировать их жизнь.

Выдающимся представителем утопического социализма в Англии был Роберт Оуэн (1771-1858). В отличие от Сен-Симона и Фурье он близко стоял к рабочему классу, поэтому его идеи носят совершенно иную окраску. Его взгляды не только были тесно связаны с классической буржуазной политической экономией, но и прямо опирались на нее. При этом он был практически первым, кто из принципов классической школы сделал антикапиталистические выводы.

Оуэн требовал новой системы общества без промышленников, без капиталистов, являлся убежденным сторонником социалистического строя. В этой системе нет места для капитала и прибыли, капитал должен целиком принадлежать общине.

В отличие от Рикардо, Оуэн и примыкавшие к нему социалисты-рикардианцы считали, что закон стоимости действовал лишь в докапиталистических обществах, где товары обменивались по трудовой стоимости, и полагали, что задача социализма - восстановление прав труда,

71

попранных капитализмом. Исходя из того, что обмен эквивалентов на основе действия закона стоимости исключает эксплуатацию человека человеком, они сделали вывод, что раз стоимость определяется трудом, то производитель имеет право получать стоимость, эквивалентную затраченному труду. Выводом из этого было требование права производителя на полный продукт своего труда. В условиях же капитализма, утверждали они, продукты труда получают нетрудящиеся и труд не получает свою естественную стоимость. Поэтому необходимо уничтожить нетрудовые доходы, реорганизовать все общество.

Основная идея Оуэна - организация кооперативных фабрик, кооперация в торговле, объединение рабочего класса. В годы жизни Оуэна бурно росли производственные и потребительские кооперативы, объединявшие ремесленников, а отчасти и фабричных рабочих. Оуэн скоро оказался во главе кооперативного движения в Англии. Программа его отличалась практицизмом и скрупулезностью; он был практик и свои экономические идеи пытался претворить в жизнь. Он выдвинул целый ряд предложений по улучшению условий труда и быта рабочих и стоял у истоков английского фабричного законодательства об ограничении рабочего дня, запрещении ночного труда женщин и детей, считал, что государство должно охранять интересы трудящихся, найти средства для привлечения безработных к труду.

Наряду с частной собственностью причиной противоречия между трудом и капиталом Оуэн объявлял существование денег как искусственного мерила стоимости, предлагал уничтожить их и ввести эквивалент трудовых затрат - "рабочие деньги". Он даже пытался реализовать эту идею, организовав "Базар справедливого обмена", который, однако, быстро затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары, которые можно было выгодно потом продать на рынке. "Базар" быстро распался, не выдержав натиска капиталистической стихии.

В отличие от мелкобуржуазных экономистов и других социалистов-утопистов Оуэн наряду с проектом "рабочих денег" предлагал проводить реорганизацию производства и даже пытался создать "Союз производств". Для организации такого союза капиталисты должны были продать средства

72

производства профсоюзам. Но и из этого также ничего не вышло. Одним из первых Оуэн выступил с разоблачением мальтузианского "закона народонаселения", утверждая, что причиной бедственного положения трудящихся масс является не рост населения и нехватка продуктов, а несправедливое распределение средств существования.

Ячейкой будущего общества, по мнению Оуэна, должна стать кооперативная община, основой богатства - обязательный для всех труд, принципом распределения - принцип социализма: от каждого по способности, каждому по труду. Чтобы исключить в будущем обществе противоположность между городом и деревней, необходимо чередовать в общине занятия земледелием и промышленным трудом.

Организация "кооперативных общин" осуществляется государством. Для покупки на рынке всего необходимого общине должно предоставлять кредит государство. Социальные преимущества "кооперативных общин" приведут к сплошному кооперированию.

Оуэн был против национализации имущества буржуазии, считая, что кооперативная организация сама может создать колоссальные богатства. Он относился отрицательно не только к классовой борьбе, но и к политической деятельности. Для осуществления своих планов он обращался к капиталистам, взывая к их совести, благородству, просвещенности. При реализме своего мышления он, тем не менее, верил, что власть имущие и богатые должны понять полезную необходимость его плана для общества. Он предлагал его правительству Англии и американским президентам, парижским банкирам и русскому царю Александру I.

Следует отметить, что несмотря на противоречивость и утопичность теории, провалы коммунистических экспериментов Оуэна, его идеи оказали положительное влияние на английское рабочее движение и на развитие социалистических идей.

Итак, социалисты-утописты развернули острую, сокрушительную критику капитализма, показав его противоречия. Однако утопический социализм основывался на добрых пожеланиях "великих людей" - в этом его слабость и утопизм.

73


24 Сен-Симон А.К. Избр. соч. Т. 2. М.; Л., 1948. С. 152.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru