История экономических учений - от древнего мира до наших дней - позволяет разобраться в тенденциях развития и современных направлениях экономической мысли" способствует пониманию сути экономических процессов, значительно расширяет кругозор студентов. Только глубокий анализ прошлого позволяет понять настоящее и видеть возможности будущего.
В прошлые годы было создано немало учебников по истории экономических учений. Однако стремительно развивающиеся политические и экономические события в нашей стране, кардинальный пересмотр устоявшихся канонов привели к моральному старению существующих учебников. Большинство из них идеологически ортодоксальны и догматичны, недостаточное внимание в учебниках уделено анализу западных теорий XX века и значению их для выработки современной экономической политики, практически отсутствуют материалы по российской немарксистской экономической мысли, в особенности по экономико-математическим исследованиям. Кроме того, нет специальных учебников для студентов экономических факультетов технических вузов.
3
Авторы данного учебного пособия не ставят задачи полного анализа всех теорий во всем их многообразии, преследуя другие цели: предельно четко выделить основные тенденции в движении экономической теории и в связи с этим ее основные направления и школы; снять излишне идеологизированный подход к их изложению; принципиально по-новому интерпретировать современные западные и российские экономические теории, раскрыть логику новых концепций и их основных выводов, сделав основным не критику, а выявление того ценного, что внес каждый ученый в развитие экономической теории.
Разд. 1 и 2 данного учебного пособия написаны доктором экономических наук профессором Павловой И.П., разд. 3 - ею же совместно с доктором технических наук профессором Оводенко А.А., разд. 4 - ею же совместно с доктором экономических наук профессором Владимирским Е.А. и кандидатом экономических наук доцентом Ильинской Е.М.
Данное учебное пособие выполнено по программе научного совета по проблемам экономики Санкт-Петербургского отделения Международной академии наук высшей школы.
4