Регулирование конкуренции в "постуругвайский"
период ГАТТ / ВТО

Радикальные меры либерализации международной торговли и, как следствие, формирования проконкурентного характера международных экономических отношений были предприняты в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров ГАТТ (1986 - 1994 гг.). По итогам этого раунда институциональная система ГАТТ измененилась. В соответствии с Заключительным актом раунда была образована ВТО, базирующаяся

350

на трех "китах": модернизированных правилах ГАТТ, Генеральном Соглашении по торговле услугами (ГАТС) и Соглашении о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). Были усилены принципы конкуренции в международной торговле, ужесточены международные правила субсидирования, демпинга и защитных мер по импорту; в сферу общих рыночных правил были включены сельскохозяйственные и текстильные товары. Одновременно были значительно либерализованы условия международной торговли - существенно снижены таможенные тарифы на большое число товаров и введены национальные уступки в сфере услуг.

Принципиально важным итогом Уругвайского раунда стало также введение в сферу многостороннего регулирования вопросов инвестиционной деятельности, прав интеллектуальной собственности и такой масштабной области, как торговля услугами (включая финансовые, страховые, транспортные, телекоммуникационные).

Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность призвано, с одной стороны, повысить эффективность мер по охране интеллектуальной собственности, а с другой - гарантировать, что подобные меры не будут нарушать конкуренцию и превращаться в искусственные барьеры в торговле.

В результате создания ВТО система регулирования, определяющая правила поведения государств в международных экономических отношениях, приобрела более либеральный характер, в значительной степени базируясь на принципах справедливой конкуренции. Что касается международного регулирования деловой практики предприятий, Уругвайский раунд привнес с собой важную особенность - установил определенные, обязательные правила государственного контроля за ограничительной деловой практикой предприятий.

Эти правила конкуренции для предприятий были включены в Генеральное Соглашение о торговле услугами в ст. VIII "Монополии и эксклюзивные поставщики услуг" и в ст. IX "Деловая практика". Таким образом, впервые в истории международного экономического регулирования были установлены нормы, напрямую затрагивающие вопросы конкурентного поведения предприятий.

Согласно ст. VIII участники Соглашения обязуются гарантировать, что на их территории монопольные поставщики услуг не будут действовать способом, нарушающим принцип режима наибольшего благоприятствования (т.е. недискриминации), и злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Участник Соглашения, предоставляющий монопольные права в области поставки услуг, должен сделать соответствующую нотификацию в Совете по торговле услугами. А Совет, в свою очередь, наделяется полномочиями требовать от стран-членов, образующих, поддерживающих

351

или уполномочивающих монопольного поставщика, соответствующую информацию об операциях, несовместимых, по его мнению, с положениями данного Соглашения.

Положения этой статьи распространяются также на эксклюзивных поставщиков услуг, когда участник Соглашения формально или практически уполномочивает либо образует ограниченное число поставщиков услуг, либо существенно ограничивает конкуренцию между такими поставщиками на своей территории.

Статья IX "Деловая практика" по своей идее и даже некоторым формулировкам оказалась весьма близкой ст. 53 главы "Ограничительная деловая практика" Гаванской хартии ("Специальные положения в отношении услуг"). В ней участники Соглашения признают, что определенная деловая практика поставщиков услуг, помимо указанной в ст. VIII, может ограничивать конкуренцию и таким образом ограничивать торговлю услугами. Для устранения подобной практики страны-участницы обязуются по запросу друг друга проводить консультации и предоставлять необходимую информацию.

Что касается Соглашений Уругвайского раунда в области международной торговли товарами, то проблема регулирования конкурентного поведения предприятий не нашла в них столь явного отражения. Единственная прямая ссылка на вопросы конкуренции содержится в Соглашении о связанных с торговлей инвестиционных мерах (ТРИМС), где предусмотрено, что в ходе контроля за выполнением этого Соглашения Совет ВТО по торговле товарами должен определить, следует ли дополнить это Соглашение положениями об инвестиционной политике и политике конкуренции.

В целом же можно заключить, что лишь спустя почти полвека идея Гаванской хартии о контроле за ограничительной деловой практикой предприятий получила юридическое оформление (правда, в весьма деформированном виде).

352

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.