В условиях растущей интернационализации хозяйственных связей и расширяющейся деятельности транснациональных компаний (ТНК) ограничительная деловая практика предприятий становится серьезным препятствием на пути развития конкуренции, заставляя международное сообщество вновь и вновь возвращаться к поиску решения этой проблемы. Значительная часть этой деятельности проводится в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Уже в 1967 г. в ОЭСР были изданы рекомендации для стран-членов по юридическим и административным правилам контроля за ограничительной деловой практикой (ОДП). Был также разработан проект Кодекса поведения ТНК, в котором осуждались такие виды ОДП, как нарушение конкуренции в результате слияний и поглощений, злоупотребление правом на промышленную собственность, дискриминация в области цен, участие в монополистических объединениях типа картелей и другие виды недобросовестной конкуренции.
Данные меры, несмотря на их конструктивную направленность, не могли полностью решить проблемы международного контроля за ОДП, так как не носили обязательного характера, а основывались на использовании процедуры "примирительных переговоров" между сторонами. В течение последующих десятилетий ОЭСР продолжала проводить масштабную разработку принципов справедливой конкуренции и базирующихся на них соответствующих рекомендаций для стран-членов. Среди них особо важное значение имеют рекомендации о сотрудничестве антимонопольных органов разных стран при проведении расследований, а также о раскрытии наиболее опасных картелей. Вместе с тем рекомендательный характер принимаемых документов не позволяет говорить о создании прочной международно-правовой базы в этой области.
Разработка правил контроля за ОДП проводилась и в рамках ООН. В 1980 г. (в соответствии с резолюцией 33.447, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1979 г.) под эгидой ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) была созвана Конференция ООН по ОДП. Конференция утвердила "Комплекс согласованных на многосторонней основе принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой",
347
который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1980 г. (резолюция 35/63). В качестве одной из главных целей принятия Комплекса провозглашалось установление такого порядка, при котором ограничительная деловая практика предприятий не сводила на нет выгоды от либерализации в рамках ГАТТ тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле. Предполагалось достижение большей эффективности международной торговли путем создания, поощрения и защиты конкуренции, контроля за концентрацией капитала и содействия нововведениям.
Комплекс содержит "Принципы и правила в отношении предприятий, включая транснациональные корпорации" и "Принципы и правила в отношении государств", где в рекомендательной форме предприятиям предписывается воздерживаться от основных видов ОДП в международных сделках, а государствам - усовершенствовать свое национальное законодательство в этой области.
Комплекс принципов и правил в значительной степени базируется на положениях Гаванской хартии, дополняя и развивая их. Важным вкладом в развитие теории международного регулирования конкуренции стала фиксация в Комплексе ряда основополагающих понятий, ранее отсутствовавших в международных документах. Прежде всего это касается определения ограничительной деловой практики как "действия или поведения предприятий, которые путем злоупотреблений господствующим положением на рынке или приобретения этого положения и злоупотребления им ограничивают доступ к рынкам или иным образом неоправданно сдерживают конкуренцию, что оказывает или может оказать отрицательное влияние на международную торговлю...".
Комплекс ввел также понятие господствующего положения на рынке как ситуации, при которой предприятие либо самостоятельно, либо совместно с несколькими предприятиями обладает возможностью контролировать соответствующий рынок определенного товара или услуг либо группы товаров или услуг.
Установленные в Комплексе принципы и правила в отношении предприятий касаются всех сделок в области товаров и услуг. Согласно этим правилам предприятия должны соблюдать законы об ограничительной деловой практике и воздерживаться от определенных видов ее. Перечисленные в Комплексе виды такой практики в значительной мере повторяют соответствующие положения Гаванской хартии (за исключением изъятых пунктов в отношении лизинга, патентов и товарных знаков). Комплекс определяет следующие виды ограничительной деловой практики предприятий:
- соглашения, устанавливающие цены, включая экспортные и импортные цены;
348
- участие в торгах по тайному сговору;
- соглашения о распределении рынков и покупателей;
- выделение квот на продажу и производство;
- коллективные действия в поддержку договоренности, например сговор об отказе вести дела, об отказе от поставок потенциальным импортерам;
- коллективный отказ в допуске к заключению соглашения или к вступлению в ассоциацию, если это имеет решающее значение для конкуренции.
В Комплексе также определены виды ограничительной практики предприятий, в результате которой посредством злоупотреблений господствующим положением на рынке ограничивается конкуренция:
- хищническое поведение по отношению к конкурентам, например использование цен ниже себестоимости для устранения конкурентов;
- установление дискриминационных (т.е. неоправданно дифференцированных) цен и условий в отношении поставок или покупки товаров и услуг, в том числе с использованием политики ценообразования в сделках с дочерними предприятиями;
- слияния, поглощения, совместные предприятия или другие формы приобретения контроля;
- установление цен, по которым экспортированные товары могут перепродаваться в импортирующих странах;
- ограничение импорта товаров, которые были на законных основаниях отмечены за границей идентичным товарным знаком.
Правила для государств состоят в следующем:
- принимать, улучшать и эффективно реализовывать соответствующие законодательные акты;
- основывать свое законодательство в первую очередь на принципе устранения или эффективного регулирования действий предприятий, сдерживающих конкуренцию;
- в процессе контроля над ОДП обеспечивать справедливое и равное отношение ко всем предприятиям;
- изыскивать надлежащие исправительные меры для недопущения ОДП.
В соответствии с резолюцией 35-й Генеральной Ассамблеи ООН, на 22-й сессии Совета по торговле и развитию в рамках одного из комитетов ЮНКТАД была учреждена межправительственная группа экспертов (МГЭ) по ОДП для выполнения функций международного институционального механизма в области ОДП. Начиная с 1981 г. под эгидой ЮНКТАД в течение ряда лет проводились сессии МГЭ, на которых рассматривались вопросы, относящиеся к Комплексу принципов и правил. В 1998 г. группа переименована
349
в межправительственную группу экспертов по конкурентному законодательству и политике. Очередная IV обзорная конференция ООН, посвященная анализу соблюдения Комплекса, намечена на 2000 г. К настоящему времени в числе важнейших задач МГЭ - разработка и постоянное обновление так называемого комментария к модельному закону по ОДП, положения которого широко используются странами-членами при доработке национальных законов.
Несмотря на последовательно проводимую в рамках ООН работу по пресечению ОДП в международном масштабе, предпринимаемые усилия так и не привели к радикальному решению этой проблемы. Прежде всего это объясняется тем, что МГЭ является консультативным органом, решения которого не носят обязательного характера для государств и предприятий (согласно Комплексу, "при выполнении своих функций ни Межправительственная группа, ни ее вспомогательный орган не выступают в качестве трибуна и не выносят каких-либо суждений о деятельности или поведении отдельных правительств или отдельных предприятий в связи с какой-либо конкрентной операцией. Межправительственной группе и ее вспомогательным органам следует избегать вмешательства в споры между предприятиями, участвующими в какой-либо конкретной деловой операции").
Еще на самом раннем этапе многостороннего сотрудничества между участниками возник принципиальный спор о правовом характере Комплекса принципов и правил. Ряд развивающихся стран выступал за придание Комплексу императивного, т.е. обязательного для всех стран-участниц, характера. В то же время развитые страны настаивали на рекомендательном характере Комплекса, что и было принято в качестве окончательного решения. Однако последующее развитие событий показало, что невозможно обеспечить выполнение правил, не имея четкого механизма их реализации и контроля. Таким образом, поиск в рамках международных организаций решения проблемы пресечения ОДП предприятий продолжается.
350