Разрабатываемые в 40-е годы нынешнего столетия в рамках ООН правила международной торговли предусматривали в качестве своего неотъемлемого элемента международные правила конкуренции. Состоявшаяся в 1948 г. в Гаване Конференция ООН по торговле и занятости приняла документ "Заключительный акт и соответствующие документы", получивший название Гаванской хартии. В этом документе предусматривалось создание Международной торговой организации (МТО) как специализированного учреждения ООН, были закреплены основные принципы межгосударственных
344
экономических отношений, носившие открыто проконкурентный характер.
Правила межгосударственной торговли содержались в гл. IV Гаванской хартии "Торговая политика". Их целью было преодоление сохранявшейся с начала 30-х годов тенденции к использованию государственных инструментов внешнеторгового регулирования в качестве протекционистских барьеров, сдерживающих развитие международной торговли.
Наряду с правилами международной торговли Гаванская хартия содержала правила конкуренции для предприятий, которые были зафиксированы в гл. V "Ограничительная деловая практика". Положения Хартии адресовались не непосредственно предприятиям, а государствам, которые, в свою очередь, должны были обеспечить их выполнение на национальном уровне. Хартия устанавливала основные принципы международного контроля за ограничительной деловой практикой, включая процедуру консультаций, расследований и нотификаций.
Страны-члены принимали на себя обязательства осуществлять меры, предотвращающие практику частных и государственных компаний в международных сделках, которая приводит к ограничению конкуренции, затрудняет доступ на рынки и усиливает монополистический контроль, оказывая негативное воздействие на расширение производства и торговли. Договаривающимся сторонам вменялось в обязанность обеспечить посредством национального законодательства или других методов отказ компаний от ограничительной деловой практики и содействовать ее предотвращению.
Гаванская хартия вносила существенный вклад в развитие теории и практики регулирования условий конкуренции. Впервые в международном документе предлагалось идентифицировать виды ограничительной деловой практики, к которым были отнесены:
- фиксирование цен и обязательных для исполнения условий при покупке, продаже и лизинге товаров;
- блокирование доступа предприятий на рынки, распределение или раздел рынков или сфер деятельности, распределение заказчиков или фиксация квот продажи или покупки;
- дискриминация отдельных предприятий;
- ограничение производства;
- препятствия в виде соглашений развитию и внедрению новых технологий или изобретений;
- распространение использования прав, связанных с патентами, товарными знаками и копированием, на другие области, не покрываемые этими правами;
- другие подобные виды практики, которые могут быть идентифицированы как ограничительные.
345
Несмотря на отсутствие в Хартии четкого определения ограничительной деловой практики, документ позволял провести идентификацию этого явления по перечисленным признакам.
Существенной особенностью указанных правил стало введение особых предписаний о сфере услуг как следствие признания странами-членами того факта, что некоторые виды услуг, такие как транспорт, телекоммуникации, страхование, банковские услуги, являются частью международной торговли, и что ограничительная деловая практика предприятий в этой сфере может иметь негативный эффект для развития торговли.
Сопоставив содержание гл. V и IV Гаванской хартии, можно убедиться в их однородной направленности на либерализацию условий международной торговли, устранение искусственных барьеров и дискриминационных условий для более эффективного развития мировой экономики.
И хотя в гл. IV "Торговая политика" в отличие от гл. V "Ограничительная деловая практика" не присутствовало прямого упоминания о конкуренции, по сути эта глава впервые устанавливала правила эффективной конкуренции во внешней торговле, ибо вопросы, освещенные в ней - дискриминация партнеров, допуск на рынки, ограничение объемов продаж и закупок, контроль за установлением "хищнических" цен, субсидирование экспорта - в большинстве стран традиционно относятся к сфере конкурентной политики и конкурентного законодательства.
Таким образом, можно констатировать, что Гаванская хартия впервые в истории заложила основы комплексного подхода к международному регулированию конкуренции, которые должны обеспечить необходимый контроль за соблюдением конкуренции в международной торговле на двух уровнях: торговой политики государств и государственного контроля за ограничительной практикой предприятий.
Однако в силу исторических обстоятельств идея создания МТО не была воплощена в жизнь в тот исторический период. (Хотя устав МТО был в конечном счете согласован на Конференции ООН по торговле и занятости в 1948 г., его ратификация национальными законодательными органами в некоторых странах не состоялась. После отказа правительства США обратиться в Конгресс с просьбой ратифицировать Гаванскую хартию, деятельность по созданию МТО была фактически заморожена.)
Единственной главой Хартии, получившей дальнейшее развитие и международное признание, стала гл. IV "Торговая политика", регулирующая правила поведения государств в международной торговле. Эти правила с некоторыми уточнениями и изменениями были оформлены в 1948 г. в качестве временного Генерального соглашения о тарифах и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade - ГАТТ). С тех пор вплоть до недавнего времени (до создания ВТО в 1995 г.) ГАТТ, несмотря на свой временный
346
характер, являлся единственным многосторонним документом в области регулирования международной торговли. А многосторонние правила конкуренции предприятий не реализованы и по сей день, оставаясь предметом острых дискуссий и "потенциальной сферой" международного регулирования.
347