Деятельность Антимонопольного совета. С момента образования Антимонопольного совета было проведено поочередно в столицах стран СНГ 10 заседаний. Последнее прошло в Москве в 1999 г.
В результате скоординированных действий антимонопольных органов в рамках Антимонопольного совета за период 1994 - 1999 гг. удалось добиться значительного прогресса в области сближения правовой базы антимонопольного и смежного регулирования сторон. Главными итогами деятельности в указанном направлении стало единогласное принятие Межпарламентской Ассамблеей государств СНГ двух модельных законов - "Об общих принципах регулирования защиты прав потребителей в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи СНГ" (1995 г.) и "О защите экономической конкуренции" (1996 г.). С принятием этих законов была заложена база для сближения национального регулирования в сфере конкуренции, позволившая странам СНГ подготовить необходимые изменения в действующие законы, а там, где такие законы отсутствовали, начать работу по их подготовке.
Наряду с унификацией основного законодательства стороны работают в области сближения так называемого вторичного законодательства: действующих инструкций, методических рекомендаций, принципов и правил. Так, на V заседании Антимонопольного совета (Кишинев, ноябрь 1995 г.) были согласованы принципы информационного обмена между антимонопольными органами, принят "Меморандум о согласованных действиях антимонопольных органов СНГ при создании транснациональных экономических структур". На VI заседании Антимонопольного совета был одобрен проект "Методических рекомендаций по анализу и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках", разработанный совместно специалистами антимонопольных органов России, Беларуси и Казахстана. Были обсуждены концепции следующих типовых методических рекомендации: "О выявлении злоупотреблений доминирующим положением, связанных с ценообразованием"; "О пресечении монополистической деятельности
340
с использованием прав интеллектуальной собственности"; "О пресечении недобросовестной конкуренции" и др.
По инициативе Антимонопольного совета был проведен сравнительный анализ действующего в странах СНГ антимонопольного законодательства, в результате которого были выявлены следующие общие черты и особенности антимонопольного регулирования в странах Содружества:
- ограничительные соглашения. Законодательные акты всех стран СНГ о соглашениях между предприятиями, как правило, четко запрещают соглашения между конкурирующими предприятиями ("горизонтальные соглашения") как наиболее опасную форму нарушения конкуренции и менее жестко - соглашения между неконкурирующими предприятиями ("вертикальные соглашения"), что соответствует установившейся мировой практике антимонопольного регулирования. Ряд законодательных актов стран СНГ допускает соглашения между предприятиями при условии, что положительный социально-экономический эффект превысит негативные последствия для конкуренции;
- злоупотребление доминирующим положением на рынке. Законодательство стран СНГ не преследует монопольного положения компаний на рынке - запрещаются лишь злоупотребления таким положением. Национальные законы по-разному толкуют "доминирующее положение", а в некоторых право устанавливать критерии "доминирования" отнесено к компетенции антимонопольных органов. Как правило, по законодательству СНГ компания не может быть признана доминирующей на рынке, где ее доля составляет менее 35%. Отдельные положения законов, как, например, запрет установления монопольно высоких или низких цен, труднодоказуемы на практике и требуют дополнительной проработки с юридической и экономической точки зрения;
- экономическая концентрация. В странах СНГ необходимым условием выполнения крупных операций объединительного характера является предварительное согласие антимонопольных органов. Критерии "крупных" операций, подлежащих нотификации, варьируются по странам (от размера балансовой стоимости активов до доли на рынке приобретаемой компании). Главной причиной, по которой заявителю может быть отказано в согласи и антимонопольного органа, называется усиление доминирующего положения на рынке в результате объединения.
Для антимонопольного законодательства стран СНГ типичен предварительны и контроль за крупными операциями объединительного характера. При этом сохраняются существенные различия в процедурах нотификации антимонопольных органов и критериях оценки предстоящих операций.
На VIII заседании Антимонопольного Совета, проходившем в Москве в октябре 1998 г., было принято решение о продлении срока действия Договора
341
о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 г. и подготовки его новой редакции с учетом современных требований.
Обновленная редакция Договора, одобренная на IX заседании Совета, предусматривает определенный механизм взаимодействия антимонопольных органов в вопросах пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольные органы взаимодействуют друг с другом в отношении хозяйствующих субъектов, связанных со злоупотреблениями доминирующим положением, объединениями, соглашениями и иными действиями, ограничивающими конкуренцию, если:
- - эти два или более хозяйствующих субъекта осуществляют свою предпринимательскую деятельность на территориях сторон;
- - действия одного хозяйствующего субъекта или более, функционирующих на территории одной из сторон, приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынках другой стороны.
Механизм взаимодействия антимонопольных органов предусматривает заблаговременное уведомление друг друга тогда, когда обстоятельства рассматриваемого дела могут затронуть интересы другой стороны (при этом к уведомлению прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушений антимонопольного законодательства).
Стороны также могут проводить взаимные консультации для достижения взаимопонимания и принятия взаимоприемлемых решений.
Практика рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства в странах СНГ и обмен опытом. В целом статистика нарушений антимонопольного законодательства в странах СНГ свидетельствует об их усложнении. Чаще встречаются нарушения комплексного характера (признаки нарушений нескольких статей одновременно); расширяется круг нарушителей, проходящих по одному делу; нарушители, действующие на разных географических и товарных рынках, связаны имущественными и другими связями. Все это осложняет процессы сбора доказательств и административного разбирательства. Анализ правовой деятельности антимонопольных органов показывает возросшее число исполненных предписаний, что свидетельствует как о совершенствовании доказательной базы, так и о возросшем авторитете антимонопольных органов.
Особое внимание уделяется вопросам, связанным с контролем и регулированием деятельности естественных монополий. Ее анализ показал, что злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке - одно из наиболее распространенных нарушений антимонопольного законодательства. На их долю приходится до половины всех рассматриваемых заявлений, основная доля которых связана с навязыванием
342
контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.). Распространена практика необоснованного завышения цен на продукцию локальных естественных монополий, которая в ряде случаев находит поддержку органов местного самоуправления, согласовывающих и утверждающих разработанные хозяйствующими субъектами цены (тарифы на оказываемые ими жилищно-коммунальные услуги).
В области контроля экономической концентрации антимонопольные органы рассматривают заявления о создании и реорганизации холдинговых компаний, транснациональных корпораций, совместных предприятий, о приобретении активов или долей хозяйствующих субъектов, слиянии, присоединении хозяйствующих субъектов (в том числе поглощении в процессе приватизации) и других действиях, проводят инвентаризацию сделок по купле-продаже акций на предмет соответствия антимонопольному законодательству. По результатам рассмотрения антимонопольные органы принимают соответствующие решения.
Перспективы контроля экономической концентрации антимонопольными органами связаны с переходом на качественно новый уровень методического и информационного обеспечения. Ближайшая задача - создать условия для рассмотрения каждой отдельной покупки крупного пакета акций в контексте с ситуацией на конкретном рынке. Увеличение концентрации производства ставит задачу исследования рынка и выявления субъектов, имеющих на нем значительную долю, прежде всего по наиболее важным для развития экономики товарным группам, структурообразующим видам продукции, а также по социально значимым товарам.
Антимонопольными органами государств СНГ используется такой метод как выдача предписаний о приостановлении конкретных решений, а также предварительные консультации, позволяющие на подготовительной стадии исключать положения, противоречащие антимонопольному законодательству и ограничивающие конкуренцию.
343