Согласованная антимонопольная политика стран Содружества как фактор формирования конкурентной среды

Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды относятся к важнейшим факторам перехода к рынку. Для стран Содружества это особенно актуально, так как монополизация сегментов народного хозяйства в советское время носила гипертрофированный характер. В настоящее время взаимодействие стран СНГ в области

334

конкурентной политики является одним из важнейших направлений их интеграционной деятельности.

Многостороннее сотрудничество стран СНГ на пути последовательного и поэтапного создания Общего экономического пространства - одно из основных условий достижения главной цели Экономического союза: обеспечить стабильное развитие национальных экономик в интересах повышения жизненного уровня населения.

Вопросы, связанные с антимонопольным контролем, пресечением недобросовестной конкуренции, защитой прав потребителей, регулируются в рамках национальных законодательств государств специально созданными органами (см. табл.).

К основным задачам государственных антимонопольных органов стран Содружества относятся:

  • - государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • - разработка и осуществление мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • - содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • - защита законных интересов граждан (потребителей) от проявлений монополизма и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольные органы стран СНГ

Азербайджанская республика Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Республика Армения Министерство промышленности и торговли
Республика Беларусь Министерство предпринимательства и инвестиций
Грузия Государственная антимонопольная служба при Министерстве экономики
Республика Казахстан Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции
Киргизская Республика Национальная комиссия по защите и развитию конкуренции при Президенте
Республика Молдова Министерство экономики и реформ
Российская Федерация Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Республика Таджикистан Министерство экономики и внешних экономических связей
Республика Узбекистан Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов
Украина Антимонопольный комитет

335

Одним из основных направлений деятельности антимонопольных органов с момента их образования является дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. На сегодняшний день практически во всех государствах приняты основные законы в области антимонопольной политики.

В зависимости от степени готовности законодательного поля, обеспечивающего становление и развитие рыночной экономики, в ряде государств приняты и специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности. В их числе - законодательные акты о рекламе, защите прав потребителей, естественных монополиях.

Меняющиеся условия экономической жизни государств, усиливающееся влияние мирового рынка и необходимость гармонизации антимонопольных законодательств с соответствующими законодательствами зарубежных стран, в первую очередь в рамках СНГ, обусловливают постоянное совершенствование принятых законов. В их развитие активно разрабатываются подзаконные акты, определяющие механизмы контроля, методические рекомендации по отдельным положениям антимонопольного законодательства, устанавливаются порядок и режим выполнения отдельных видов хозяйственной деятельности.

Созданные в государствах нормативная и правовая базы позволяют антимонопольным органам предпринимать необходимые организационные и административные меры совершенствования процессов демонополизации, включая принципы и методы ее реализации, при непосредственном участии органов исполнительной власти всех уровней.

Формирование однородных правил регулирования конкуренции приобретает особую актуальность по мере восстановления хозяйственных связей стран СНГ. Взаимодействие стран СНГ в области конкуренции, безусловно, играет положительную роль с точки зрения создания однородного правового пространства на территории СНГ. Базисные принципы координации и сотрудничества в области конкуренции закреплены в Договоре о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 г. (далее - Договор). Договор имеет своей целью создание правовых и организационных основ сотрудничества сторон для проведения согласованной антимонопольной политики и развития конкуренции, а также устранение отрицательных для торговли и экономического развития факторов и недопущение действий, наносящих экономический ущерб интересам сторон монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией. Основными задачами Договора являются:

  • - координация совместных действий по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

336

  • - сближение антимонопольного законодательства государств-участников Договора;
  • - создание условий для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей;
  • - согласование порядка рассмотрения и оценки монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, а также создание на этой основе механизмов сотрудничества.

Договор зафиксировал основные правила по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, определил основные термины и понятия, вошедшие впоследствии во многие законы стран СНГ

337

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.