Общее экономическое пространство (ОЭП) представляет собой интегрированную структуру взаимосвязанных и взаимодействующих экономических пространств государств-участников, характеризующееся свободным движением продукции, услуг, труда и капитала. На первом этапе это пространство формируется из глубоко-, средне- и малоинтегрированных сообществ, которые взаимодействуют путем координации взаимной торговли, развития производственной кооперации, создания транснациональных структур, проведения согласованной кредитно-инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической политики. Такая структура ОЭП допускает возможность вхождения в него государств не только с различными уровнями экономического развития, но и с различной степенью заинтересованности в проведении интеграционных мероприятий. При этом каждому государству предоставляется возможность выборочного подключения к тем механизмам ОЭП, принципы функционирования которых наиболее соответствуют особенностям национальной экономической стратегии и имеющимся ресурсам.
Страны СНГ, поставившие перед собой задачу создания ОЭП, в реальности сталкиваются со значительными трудностями. Структурные изменения в экономике большинства стран Содружества характеризуются в последние годы негативными тенденциями:
- сокращением числа отраслей с высокой степенью обработки продукции и ростом значимости отраслей топливно-энергетического комплекса, нефтехимической промышленности, других отраслей и производств сырьевого и полусырьевого характера;
333
- уменьшением в структуре ВВП доли накопления по сравнению с потреблением.
Происходит переориентация внешнеэкономических связей государств-участников Содружества на рынки других регионов мира. При этом в экспорте наблюдается быстрый рост доли сырья, а в импорте - продукции обрабатывающих отраслей, в том числе потребительских товаров.
В экономическом развитии стран СНГ усилилась неравномерность, обусловленная:
- различной степенью негативного воздействия на национальные экономики дезинтеграции единого в прошлом экономического пространства;
- неодинаковой адаптацией национальных хозяйств стран Содружества к условиям мирового рынка;
- различными темпами проведения рыночных реформ;
- отсутствием эффективных механизмов регулирования внешнеэкономических связей;
- наличием в той или иной степени социально-экономической нестабильности.
В общем комплексе проблем, связанных с процессами интеграции в СНГ, одной из основных является проблема правовой деятельности Содружества. Совместные решения коллективных органов Содружества освобождаются от конкретики еще на стадии их подготовки. В результате документ, утверждаемый на самом высоком уровне, обретает чисто рамочный характер: есть общие формулировки, но во многих отсутствуют обязательства сторон по воплощению их в жизнь.
Другая проблема - ратификация. Множество соглашений трех-четырехлетней давности по сей день так и не получили официального одобрения в национальных парламентах. Например, Соглашение о зоне свободной торговли все президенты стран СНГ подписали еще в 1994 г. Ратифицировали же его только шесть государств Содружества. К факторам, тормозящим интеграцию стран СНГ, относится и проблема медленной унификации национальных законодательств в сфере экономики.
334