Интеграционные процессы в рамках МЕРКОСУР

Южноамериканский континент также не остается за рамками интеграционных процессов. В 1991 г. на основе Асунсьонского договора был образован торгово-экономический блок МЕРКОСУР, объединивший Бразилию, Аргентину, Парагвай и Уругвай. МЕРКОСУР начал полноценно функционировать с января 1995 г., с момента ввода в действие Таможенного союза.

МЕРКОСУР - одно из крупнейших и динамично развивающихся интеграционных объединений - занимает по совокупному объему ВВП четвертое место после ЕС, НАФТА и АТЭС. На страны МЕРКОСУР приходится

330

50% ВВП Южной Америки, 46% населения, более 30% внешнеторгового оборота в регионе. Эта интеграционная группировка охватывает территорию в 12 млн кв. км, что составляет 70% всей территории Южной Америки. В перспективе ожидается присоединение к блоку Колумбии, Венесуэлы, Боливии и Чили.

Главной целью создания МЕРКОСУР является успешное развитие экономики посредством расширения рынков, либерализации взаимной торговли, поэтапного снижения таможенных тарифов между странами-участниками, более эффективного использования ресурсов, проведения региональной торговой политики. К стратегическим задачам блока относятся создание основ зоны свободной торговли западного полушария, плавная интеграция его в международную экономическую систему при одновременном повышении конкурентоспособности своей продукции на мировых рынках.

МЕРКОСУР действует на базе так называемой концепции открытого регионализма, предусматривающей два важнейших условия: сокращение торговых барьеров в торговле с третьими странами, а также политика "открытых дверей" и расширение отношений с другими интеграционными блоками.

К основным направлением деятельности МЕРКОСУР на современном этапе относятся реализация бестарифной торговли между его участниками по 85% взаимопоставляемой продукции, что способствует устранению протекционизма и развитию нормальной конкуренции во взаимной торговле.

Статья 4 Асунсьонского договора предусматривает, что государства МЕРКОСУР обеспечат третьим странам справедливые условия торговли, применял в этих целях национальное законодательство, запрещающее недобросовестную конкуренцию в торговле. Одновременно государства-участники координируют общие нормы торговой политики.

МЕРКОСУР не имеет наднациональных органов, способных самостоятельно принимать обязательные для стран-участников решения. В ст. 16 Асунсьонского договора указывается, что все решения Совета Общего рынка (высшего руководящего органа) и Группы Общего рынка (исполнительного органа) принимаются консенсусом в присутствии всех стран-участниц. Вместе с тем Группа Общего рынка обладает правом законодательной инициативы и может предпринимать конкретные шаги по координации макроэкономической политики, а также принимать рабочие программы, способствующие формированию Общего рынка.

Поскольку зону свободной торговли невозможно создать при отсутствии однородных правил конкуренции, страны МЕРКОСУР уделяют значительное внимание сближению антимонопольного законодательства.

331

Взаимные консультации и действия затрагивают политику не только самих стран-членов, но и других стран.

Дальнейшая эволюция МЕРКОСУР сопровождается усилением интеграционных процессов в сфере инфраструктуры. Так, в августе 1997 г. Аргентина и Бразилия приняли нормативную базу для свободного приобретения электроэнергии в обеих странах на условиях, одинаковых для аргентинских и бразильских потребителей, сделав таким образом важный шаг на пути создания первого в Латинской Америке общего рынка электроэнергии.

В декабре 1995 г. в Мадриде было подписано рамочное международное соглашение о сотрудничестве между ЕС и МЕРКОСУР. В Соглашении отмечается, что обе стороны рассматривают процессы региональной интеграции как инструменты социального и экономического развития, способствующие вхождению их экономик в международную систему и содействующие сближению народов и международной стабильности. Подтверждая свою волю к упрочнению норм свободной международной торговли в соответствии с нормами ВТО и особо подчеркивая важность открытого регионализма, ЕС и МЕРКОСУР поставили перед собой цель обеспечить постепенную либерализацию товарооборота между двумя регионами и создать в перспективе Международную Ассоциацию. Стороны договорились способствовать росту, диверсификации и либерализации своего товарообмена, что означает приверженность принципам открытой конкуренции во взаимных экономических отношениях. В области охраны интеллектуальной собственности (ст. 9 Соглашения) стороны договаривались активизировать инвестиции и передачу технологий, а также обеспечивать эффективную защиту прав на интеллектуальную собственность.

МЕРКОСУР участвует в весьма амбициозном проекте по созданию Всеамериканской зоны свободной торговли во всем западном полушарии (АЛКА), завершение которого намечается в 2000 г. В этом проекте МЕРКОСУР преследует стратегическую цель - согласовать к 2000 г. процесс формирования зоны с учетом интересов всех государств по всем товарам, услугам и экономическим процессам, чтобы зона полностью вступила в действие с 2005 г. В зону свободной торговли войдут 34 государства Западного полушария с населением более 770 млн (что составляет 14% населения планеты), с совокупным национальным продуктом 36% от мирового валового национального продукта. Предполагается, что после создания зоны свободной торговли на нее будет приходиться 22% всей мировой торговли.

МЕРКОСУР развивает сотрудничество и со странами СНГ. На второй рабочей встрече между делегациями Межгосударственного Экономического Комитета (МЭК) СНГ и МЕРКОСУР, состоявшейся в октябре 1997 г. в

332

Москве, стороны договорились о содействии развитию взаимовыгодных экономических связей, обмене информацией, а также о проведении совместных семинаров и симпозиумов. В перспективе возможно подписание организационного Соглашения о сотрудничестве.

Соглашения, подписанные между МЕРКОСУР и ЕС, ЕС и Россией, вступление России в АТЭС, расширяющееся взаимодействие между странами Северной и Южной Америки свидетельствуют о переходе процессов международной экономической интеграции на новый уровень - международный, знаменующий собой дальнейшую глобализацию международных отношений.

333

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.