2.2. Общий анализ рынков и поведения предприятий.
Барьеры входа на рынок

Структура товарного рынка и стратегия предприятия.
Общие положения

В современной экономической теории можно выделить различные подходы к анализу рынков и поведения предприятий. Среди них прежде всего следует отметить теорию отраслевых рыночных структур, которая, развиваясь на базе микроэкономики, предлагает свое понимание экономических процессов. В ее основе лежит так называемая структурная парадигма "структура - поведение - экономическое положение", предполагающая причинно-следственную связь между структурой рынка, поведением фирм и эффективностью функционирования. Как любая теоретическая конструкция, теория отраслевых рынков отличается определенной условностью и схематизмом, и далеко не полно описывает реальные факторы функционирования отраслевых систем. Однако она может быть с успехом использована для анализа отдельных рынков, отраслей и секторов экономики, поскольку предлагает удобную и логичную схему анализа.

Наиболее полно структурная концепция изложена в книге Ф. Шерера и Д. Росса "Структура отраслевых рынков" [1]. Ведущая роль в определении типа рынка и особенностей поведения предприятия принадлежит фундаментальным условиям отрасли, которые лежат в основе того или иного типа рыночной структуры, присущи данному сектору и поэтому являются экзогенными для рынка.

К фундаментальным условиям отрасли относятся базовые параметры спроса и предложения. Основные базовые характеристики со стороны спроса - это эластичность по цене и по доходу, сезонность или цикличность, темпы роста населения, определяющие при данной эластичности потенциальный объем спроса, месторасположение покупателей, определяющее географические границы и плотность рынка, размер и способы покупок, характеризующие их частоту и объем. Все эти параметры, разумеется, не являются неизменными. Покупательские предпочтения, вкусы, технологии и привычки приобретения товаров могут изменяться достаточно быстро. В целом фундаментальные условия отрасли со стороны спроса обусловлены отношением покупателей к данной группе товаров. Изменения в этом плане в значительной степени зависят от общей насыщенности и разнообразия товарных рынков, от относительного места и роли данной группы товаров в системе совокупного покупательского спроса.

Фундаментальные условия со стороны предложения относительно независимы, поскольку в их основе лежат такие факторы, как сырье и технология

28

производства. Однако они также могут быть более или менее стабильными в зависимости от специфики отрасли и скорости в ней технического прогресса. Технология, местоположение продавцов, транспортные затраты, масштаб и разнообразие выпуска могут быть стабильными на протяжении определенного времени, а затем скачкообразно или циклично меняться под влиянием технологических изменений.

Фундаментальные условия отрасли определяют структуру рынка, характеризующую рыночную силу участников. Основные параметры структуры - это прежде всего число и распределение покупателей и продавцов, барьеры входа на рынок для новых предприятий, дифференциация продукта, а также вертикальная интеграция и диверсификация производства. Базовые условия производства определяют форму кривой издержек и оптимальный в технологическом плане уровень выпуска, т.е. размер предприятия. В совокупности с емкостью рынка, которая определяется спросом, а также различными характеристиками реализации товара, размер предприятия определяет основной показатель структуры - численность предприятий на рынке.

Дифференциация продукта - базовый структурный параметр, характеризующий возможность производителя влиять на цену.

Вертикальная интеграция также является важным показателем рыночной власти, поскольку отражает взаимную зависимость участников рынка.

Диверсификация производства отражает степень проникновения фирм на другие рынки, а значит, потенциальную возможность ухода с данного рынка.

Особую роль среди параметров структуры рынка играют барьеры входа, непосредственно определяющие возможность и темпы обновления состава участников рынка и, соответственно, остроту конкуренции.

Структура рынка, в свою очередь, определяет поведение предприятий. В совокупности поведение любого предприятия может быть описано с помощью таких параметров, как набор производимых товаров, объем выпуска их, стратегия ценообразования, затраты на рекламу и продвижение продукции и др.

В современных условиях все большую роль в поведении предприятий играют уровень затрат на научные исследования и разработки, инвестиционная политика, а также политика слияний и поглощений. Немаловажны также контрактная политика и юридическая тактика, в том числе попытки лоббирования для получения определенных привилегий.

Отношения с конкурентами характеризуют стратегию предприятия - совокупность действий, в которой отдельные комбинации поведения предприятия подчинены заранее обдуманному плану, помогающему ему достичь установленной цели. Стратегическим поведением предприятия называется

29

такое его поведение, когда при выборе варианта своей деятельности (цены, количества и качества товара) принимаются во внимание возможные ответные действия конкурентов. Стратегическое поведение означает, что предприятие способно влиять на рынок, в том числе на устанавливаемую на рынке цену равновесия. Степень такого влияния зависит от стратегической силы предприятия: доли рынка, имиджа предприятия, наличия информации о рынке. Стратегическое поведение в этом контексте свойственно только рынку олигополии и в определенной степени - монополистической конкуренции: в условиях свободной конкуренции объем производства предприятия почти не зависит и не влияет на объемы выпуска других предприятий, поскольку число их на рынке слишком велико. В условиях монополии конкурирующее предприятие слишком влиятельно, чтобы принимать во внимание потенциальных или реальных конкурентов. И только достаточно равные по силам (рыночной власти) предприятия уравновешивают друг друга, сбалансированно и взаимно ограничивая рыночную власть каждого.

Особым моментом развития рыночных структур в современных условиях являются стратегические взаимодействия предприятий - такая ситуация на рынке, когда в силу своей немногочисленности предприятия начинают осознавать взаимозависимость собственных реальных и ожидаемых действий, в результате чего их функционирование становится более продуманным, более целенаправленным. Такое воздействие предприятий на рынок приводит к особым структурам несовершенной конкуренции и специфическим типам барьеров входа на рынок, а также к особым видам отношений между предприятиями в виде стратегических групп.

Структурная концепция предполагает наличие прямой зависимости между структурой рынка и поведением предприятий. При этом не отрицается наличие активной обратной связи. Поскольку конкурентные действия предприятий в условиях рыночной экономики направлены на упрочение старых и завоевание новых позиций на рынке, они в ряде случаев приводят к перераспределению рыночной власти отдельных предприятий, к изменению рыночных структур.

В свою очередь, от поведения предприятий зависит функционирование (результативность) отрасли. В соответствии с данным подходом на рынках с определенной структурой можно ожидать те или иные параметры эффективности. Воздействуя на структуру рынка, государство может улучшить параметры функционирования отрасли. Данный подход лежит, в частности, в основе антимонопольного регулирования.

Имеет место и обратное влияние. Например, правительство может регулировать число предприятий в отрасли, а предприятия могут воздействовать на политику правительства для получения более высоких прибылей. Если наличие барьеров в отрасли ведет к монополии и монопольной прибыли,

30

то новые предприятия могут предложить новые товары-субституты монопольному товару и таким образом повлиять на спрос на первоначальный товар.

Особенности отношений предприятий, рассматриваемые в рамках парадигмы "структура - поведение - экономическое положение", а также их комбинации приводят к различной степени концентрации продавцов и покупателей на рынке, разной степени дифференциации товара, разной высоте барьеров входа на рынок и выхода с него и, как следствие, к различной степени влияния продавцов и покупателей на цену.

Отношения между предприятиями (характер поведения их на рынке) определяют эффективность функционирования отрасли, т.е. оптимальность распределения ресурсов отрасли, рентабельность продукции, технический прогресс и динамику цен на рынке.

31

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.