Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 г. На дату
322
вступления в силу Соглашения суммарный объем валового внутреннего продукта стран-членов составлял около 6,7 трлн долл., оборот взаимной торговли - более 279 млрд долл., а население - свыше 360 млн человек. НАФТА является крупнейшим в мире торгово-экономическим блоком по территории и населению, емкости товарного и финансового рынков, объемам промышленного и сельскохозяйственного производства.
Соглашение предусматривает поэтапное устранение всех таможенных пошлин и нетарифных ограничений во внутризональной торговле, взаимное предоставление национального режима инвесторам из стран-партнеров, либерализацию торговли услугами, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности. В рамках соглашения создана трехсторонняя комиссия для разрешения споров в торгово-экономической области.
Интеграция североамериканских стран развивается в традиционных направлениях: через формирование интегрированных рынков товаров, капиталов и услуг. Однако, поскольку НАФТА не имеет наднациональных органов управления по типу Европейского Союза, его основная задача ограничена сближением правил экономического, в том числе антимонопольного, регулирования стран-участниц, которое происходит при взаимном сотрудничестве их. Это и понятно: различия в экономическом уровне сторон не позволяют в настоящее время осуществлять более глубокую интеграцию и использовать более продвинутые способы и институты.
В условиях глобализации производства и рынков возрастает роль конкурентной политики и ее влияние на торговлю, инвестирование и обмен технологиями, что вынуждает правительства государств принимать меры по сближению подходов к вопросам конкуренции. Различия в подходах к конкурентной политике могут являться барьерами в торговле, а также источником споров. В этой связи в Соглашении о НАФТА уделяется значительное внимание данному вопросу.
В соответствии с гл. 15 Соглашения "Конкурентная Политика, Монополии и Государственные Предприятия" каждая сторона должна принять или поддерживать меры, направленные на запрет антиконкурентной практики, принимая во внимание, что такие меры служат целям Соглашения. Для этого время от времени стороны обязались проводить консультации об эффективности предпринимаемых ими мер.
Сотрудничество стран-членов НАФТА играет важную роль для совершенствования конкурентного законодательства в зоне свободной торговли, включая взаимную юридическую помощь, процедуру предварительных уведомлений, консультации и обмен интересующей информацией. Каждая сторона обязалась предпринимать все возможные действия для урегулирован ия возможных споров по вопросам, находящим отражение в данной
323
главе, которая не ограничивает права сторон создавать монополии, а лишь предполагает определенные действия сторон на взаимной основе.
Если какая-либо из сторон собирается создать монополию и это может задеть интересы другой стороны, первая должна, по возможности предварительно, письменно уведомить другую сторону и попытаться ввести на момент создания такие условия функционирования монополии, которые минимизировали бы риск утраты ожидаемых выгод в результате деятельности сторон.
Каждая сторона путем регулирования, административного контроля или других мер должна гарантировать, что любая частная или государственная монополия, которую она поддерживает или создает, действует таким образом, что это не противоречит обязательствам стороны-участницы Соглашения, какими бы регулятивными, административными или другими властными полномочиями ни была наделена государством эта монополия на товар или услугу (например, право на предоставление импортных или экспортных лицензий, одобрение коммерческих сделок или установление квот, либо сборов), и исключительно в соответствии с соображениями коммерческой выгоды в отношении покупки или продажи монополией товара или услуги на товарном рынке. Эти соображения включают такие критерии, как цена, качество, доступность, транспортировка и другие условия покупки или продажи. Кроме того, такая монополия предоставляет недискриминационные условия инвесторам, а также поставщикам товаров или услуг другой стороны в отношении покупки или продажи своих товаров или услуг на товарном рынке и не использует свое монопольное положение для совершения напрямую или косвенно (в том числе через отношения с головным предприятием, филиалом или другим предприятием с общей собственностью) антиконкурентных действий, которые могли бы повлиять на поведение инвестора другой стороны, в том числе путем дискриминационных мер в отношении товаров или услуг монополии, перекрестного субсидирования или грабительского ценообразования.
Соглашение не ограничивает права сторон на создание государственных предприятий. Каждая из сторон, применяя регулирование, административный контроль или другие меры, обеспечивает такое экономическое поведение создаваемого или созданного государственного предприятия, которое не противоречит обязательствам стороны-участницы этого Соглашения, в частности, по ст. 11 (Инвестиции) и 14 (Финансовые услуги), какими бы делегированными государством регулятивными, административными или другими властными полномочиями ни обладало предприятие, в частности правом экспроприации, выдачи лицензий, одобрения коммерческих сделок, установления квот, сборов и других выплат. Каждая сторона должна гарантировать, что любое государственное предприятие, которое она создает
324
или поддерживает, при продаже своих товаров или услуг на своей территории соблюдает правила недискриминационного поведения по отношению к инвесторам другой стороны.
Таким образом, НАФТА признает право правительств создавать монополии и государственные предприятия, однако устанавливает контроль над тем, чтобы они не препятствовали свободным торговым потокам. В Мексике имеет место высокий уровень корпоративной концентрации и государственной собственности на предприятия. В Канаде государственные предприятия существуют как на провинциальном, так и на федеральном уровнях.
НАФТА устанавливает рамки деятельности монополий и государственных предприятий. Данные рамки базируются на принципе недискриминации в торговле товарами и подразумевают, что никакая компания не имеет права проводить дискриминационную ценовую политику в отношении предприятий страны-участницы НАФТА.
В соответствии с Соглашением создана Рабочая группа по торговле и конкуренции из представителей всех сторон, которая информирует Комиссию об актуальных вопросах взаимосвязи конкурентной и торговой политики и разрабатывает рекомендации о дальнейшей деятельности.
Значительное внимание НАФТА уделяет вопросам защиты прав интеллектуальной собственности. Глава 17 Соглашения "Интеллектуальная собственность" обязывает каждое государство-участника обеспечивать эффективную защиту прав интеллектуальной собственности на своей территории и определяет специфические стандарты в области авторских прав на фонограммы, товарные знаки, патенты, коммерческой тайны, промышленных образцов и т.д., устанавливает правила защиты их как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Уважение этих прав создает условия для торговли высокотехнологичными товарами и произведениями искусства, создает благоприятный климат для инвестиций и развития этих отраслей.
США, Канада и Мексика пришли к соглашению о соблюдении положений Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного их воспроизводства, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Парижской конвенции об охране промышленной собственности, Международной конвенции об охране новых сортов растений.
НАФТА устанавливает, что права интеллектуальной собственности должны соответствовать базисным принципам, однако предусматривает и некоторые исключения, которые регламентированы конвенциями Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Каждое государство-участник должно принимать все меры для того, чтобы внутреннее законодательство в этой области соответствовало положениям
325
НАФТА и было эффективным. Процедура рассмотрения дел о нарушении прав интеллектуальной собственности должна быть честной и справедливой, не очень запутанной, недорогой и не требующей больших временных затрат.
Вопросам обеспечения добросовестной конкуренции уделяется некоторое внимание в гл. 19 "Обзор и урегулирование споров в части антидемпинговых мер". Установлен пакет обязательств для поддержания добросовестной конкуренции:
- необходимость обмена информацией об изменениях в антидемпинговом законодательстве стран-участниц, а также обмен информацией об их соответствии положениям ГАТТ;
- в течение пяти-семилетнего периода разработка правил государственного субсидирования и частной антиконкурентной ценовой практики, такой как демпинг.
Если какая-либо из стран-участниц выступает с предложением о модификации или изменении этих правил, данное предложение является предметом для обсуждения всеми государствами-участницами НАФТА.
Следует отметить, что рассмотрению вопросов антимонопольной политики посвящены не только данные главы и статьи Соглашения. Многие вопросы, относящиеся к проблематике антимонопольного законодательства, рассматриваются в контексте других глав и статей Соглашения.
Совместная деятельность стран-членов НАФТА, в том числе и в области конкуренции, призвана в максимальной степени использовать потенциал североамериканских стран для обеспечения экономического роста и укрепления их позиций в международной конкурентной борьбе.
326