Россия в настоящее время находится в процессе присоединения к ВТО, успешно пройдя уже ряд подготовительных процедур. (Официальная заявка Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника была представлена в ВТО в июне 1993 г.)
Основными целями присоединения России к ВТО являются:
- - более глубокая интеграция России в мировую экономику путем ее включения в многостороннюю торговую систему, основывающуюся на принципах ВТО;
- - обеспечение более благоприятных, чем в настоящее время, условий для российского экспорта товаров и услуг на рынки зарубежных стран, устранение возможности дискриминационных ограничений для российских товаров;
- - доступ к механизму ВТО по разрешению торгово-политических споров государств как единственному по сути в системе международной торговли инструменту защиты торговых интересов государства-члена ВТО от их несправедливого ущемления;
305
- - использование международного опыта в области регулирования торговли путем внедрения норм ВТО в российскую практику внешнеэкономической деятельности и соответствующее законодательство.
К началу 1998 г. в основном закончился начальный, так называемый "информационный", этап процесса присоединения, который был сконцентрирован на детальном рассмотрении экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.
В 1998 г. начался второй, решающий этап переговоров, который должен определить конкретные условия членства России в ВТО, в том числе обязательства по доступу иностранных товаров и услуг на российский рынок.
Таким образом, подав заявку на присоединение к ВТО, Россия приняла на себя обязательство адаптировать свое национальное регулирование к правилам этой организации. Прежде всего это означает, что Россия не может теперь, как прежде, произвольно повышать импортные тарифы, вводить квоты на ввоз или принимать какие-либо другие меры, ограничивающие импорт.
За последние годы России удалось создать в этой области новую правовую базу, в значительной мере основанную на правилах ВТО. Теперь, чтобы оградить какую-либо отрасль от конкуренции импортных поставщиков, необходимо точно соответствовать установленным нормам. Процесс интеграции российской экономики в международную экономическую систему, с одной стороны, как бы "открывает" российского производителя для иностранной конкуренции, а с другой - заставляет отечественную промышленность повышать конкурентоспособность производимой продукции, искать пути повышения эффективности производства.
Как же защищает государство интересы отечественного производства в сложный период адаптации России к рыночным правилам? В структуре российского импорта традиционно преобладают машины и оборудование, а также товары народного потребления: сельскохозяйственные и продовольственные товары, медикаменты, теле- и радиоаппаратура, бытовая техника, мебель, одежда и обувь, парфюмерно-косметические средства.
Увеличение на российском рынке доли импортной продукции происходит в последние годы одновременно с продолжающимся спадом отечественного производства. Так, в области машиностроения при сокращении уровня производства в 1997 г. против 1991 г. на 50% доля импорта в общем объеме продаж этой продукции на внутреннем рынке (степень проникновения импорта - СПИ) возросла до 60 - 70% (а по некоторым видам и более). Около 90% составляет СПИ на российском рынке обуви, трикотажных изделий, более 50% - на рынке продовольствия. На рынках отдельных регионов по многим товарам этот показатель значительно выше (до 90% по растительному маслу и мясу, до 97% по обуви и одежде). Постоянно расширяется номенклатура товаров, по которым отечественная
306
продукция вытесняется импортной (оборудование для переработки сельхозпродукции, нефтегазового комплекса, телевизоры и т.д.).
Основными причинами экспансии импортных товаров на российский рынок являются как неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции по качественным характеристикам и по ценам, так и недостаток объемов продукции, выпускаемой отечественными предприятиями. По ряду товаров цены на отечественное продовольствие превышают цены на аналогичные импортные товары, что в последние годы объясняется постоянным многократным ростом издержек производства, опережающим ростом цен на сырье и энергоносители, увеличением транспортных расходов. На объемы отечественного производства в 1997 - 1998 гг. отрицательно повлияли неплатежи, отсутствие оборотных средств, а также снижение платежеспособного спроса населения.
Импорт в разумных пределах способствует сохранению здоровой конкурентной среды на рынке, создает стимулы для повышения качества, снижения себестоимости и таким образом содействует повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Примером этому может служить динамичное развитие в 1997 - 1998 гг. отечественной кондитерской промышленности. Но в периоды резкого увеличения объемов импорта для поддержки отечественных товаропроизводителей и восстановления нормальной конкурентной среды требуется усиливать меры государственного регулирования, используя механизм защиты внутреннего рынка от импорта.
Финансовый кризис августа 1998 г., сопровождавшийся резким ростом курса доллара по отношению к рублю, привел не только к существенному сокращению объемов импорта потребительских товаров и росту цен на них, но и выявил зависимость ряда отечественных производств (телевизоров, лекарственных средств, моющих средств, текстильных и швейных товаров, парфюмерно-косметической продукции и др.) от импорта комплектующих, полуфабрикатов или сырья, а также неспособность отечественного агропромышленного комплекса в настоящее время полностью обеспечить потребности населения страны в продовольственных товарах. События этого периода подтвердили необходимость взвешенного подхода к введению защитных мер, четкого обоснования принимаемых решений и оценки ожидаемых последствий.
Защитные меры применяются только тогда, когда ввоз товаров наносит или угрожает нанести ущерб отечественной отрасли производства и доказана причинно-следственная связь между ущербом и импортом (массированным, или демпинговым, или субсидированным). Применение защитных мер является весьма важным фактором, определяющим состояние конкуренции на товарных рынках России. Поэтому участие антимонопольных
307
органов в процедурах введения защитных мер весьма желательно с точки зрения обеспечения нормальной конкуренции.
МАП России, являясь членом Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, непосредственно участвует в процессе рассмотрения заявлений российских товаропроизводителей о введении защитных мер, осуществляя анализ и готовя заключения о целесообразности их введения и последствиях для конкуренции на внутреннем рынке с учетом возможности повышения конкурентоспособности и увеличения сбыта выпускаемой продукции, оздоровления производства. Участие МАП России в деятельности указанной Комиссии направлено на обеспечение экономической обоснованности изменения ставок ввозных пошлин с учетом состояния конкуренции на внутреннем рынке Российской Федерации, на недопущение необоснованного протекционизма и использование защитных мер для упрочнения монопольного положения российских предприятий.
В процессе рассмотрения обращений заявителей МАП России добивается, чтобы расследования проводились объективно и всесторонне, с учетом последствий защитных мер для конкуренции на внутреннем рынке, перспектив повышения конкурентоспособности и сбыта выпускаемой продукции, оздоровления производства. Особое внимание при подготовке заключений уделяется защите интересов потребителей импортируемой продукции (включая отечественных производителей, выступающих в качестве потребителей), а также тому, чтобы предлагаемые к введению защитные меры носили временный и недискриминационный характер.
При анализе ситуации и подготовке заключений о введении защитных мер применяется принцип дифференцированного подхода к каждому товарному рынку с учетом возможностей насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией.
Из сказанного следует, что в настоящее время основным средством защиты российского внутреннего рынка от иностранной конкуренции являются защитные меры, применяемые в форме повышенных таможенных пошлин. В то же время в российской торговой практике еще ни разу не были использованы такие способы борьбы с недобросовестной импортной конкуренцией, как антидемпинговые и компенсационные пошлины. Необходимая для этого нормативная база, основанная на принципах ВТО, к настоящему времени в России создана. Можно ожидать, что в недалеком будущем российские предприятия, наученные горьким опытом антидемпинговых мер, применяемых к ним за рубежом, начнут активно прибегать и к этим методам. Важно, чтобы в этой ситуации антимонопольные органы не позволяли инструментам торговой политики превращаться в средства необоснованного протекционизма.
308