9.4. Торговые аспекты политики конкуренции
в контексте присоединения России к ВТО

Развитие принципов конкуренции в международной торговле

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1948 г. представляло собой комплекс согласованных на многосторонней основе принципов и правил, регулирующих поведение государств в международной торговле товарами на протяжении более 45 лет.

ГАТТ сохранил базисные принципы, которые были зафиксированы в гл. IV Гаванской хартии: принцип наиболее благоприятствуемой нации

301

(недискриминации партнеров), отказ, за некоторыми исключениями, от применения количественных ограничений импорта и экспорта, в том числе посредством квот и лицензий, использование в качестве основного инструмента регулирования внешнеторговых потоков таможенных пошлин на определенном, согласованном уровне, осуждение демпинга и установление порядка его предотвращения, предписание не применять экспортного субсидирования для несырьевых товаров.

Подобно Гаванской хартии, ГАТТ не декларировал напрямую ни в одной из своих статей приверженность принципам конкуренции и не характеризовал устанавливаемые правила как "правила конкуренции". Тем не менее сама суть этих правил заключалась в обеспечении нормальных условий конкуренции во внешнеэкономических сделках посредством устранения дискриминации и искусственных ограничений. Рыночная, проконкурентная направленность установленных правил (в отличие от многих других международных соглашений, обеспечивающих лишь техническую гармонизацию национальных норм, правил и процедур) позволяет, на наш взгляд, квалифицировать Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1948 г. как первый свод международных правил конкуренции в области межгосударственных экономических связей. И хотя ГАТТ официально никогда не характеризовался подобным образом, косвенное признание такого понимания его сути можно встретить в ряде публикаций и изданий. Так, в одном из изданий Секретариата ГАТТ отмечалось: "ГАТТ никоим образом не является "организацией свободной торговли", поскольку он допускает изменение тарифов и другие меры защиты в некоторых случаях. В большей мере эта организация занимается вопросами открытой, справедливой и неискаженной конкуренции".

Как и всякие правила конкуренции, правила ГАТТ содержали определенные изъятия из установленных базисных принципов. Основные исключения содержались в ст. XI.2, устанавливающей случаи, в которых могут применятся количественные ограничения. Главным образом, эти изъятия распространялись на сельскохозяйственную сферу, являющуюся "зоной жизненно важных" интересов для западных стран, не готовых к ее полной либерализации. Допускались, в частности, возможности введения экспортных запретов или ограничений для предотвращения критической нехватки сельскохозяйственных товаров и импортных ограничений на сельскохозяйственную и рыбную продукцию для осуществления правительственных мероприятий, направленных на ограничение производств и сбыта аналогичной отечественной продукции (в случае перепроизводства). Установление подобных изъятий создало легальную возможность для вывода сельскохозяйственной продукции из-под общих правил эффективной конкуренции, что в дальнейшем привело к созданию особых, более протекционистских условий международной торговли сельскохозяйственной продукцией по сравнению с другими видами товаров и позволило даже говорить о том, что международная торговля сельскохозяйственными товарами находится за рамками ГАТТ.

К середине 70-х годов "исключительный статус" получила также международная торговля текстильными товарами. Под давлением западных стран, желающих защитить

302

свою промышленность от дешевого импорта из развивающихся стран, в 1974 г. было подписано Соглашение о текстильных товарах. Это Соглашение представляло собой исключение из общих положений ГАТТ, запрещающих ограничение импорта, и обеспечивало легальную основу для установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из развивающихся стран, обладающих сравнительными преимуществами в данной области.

Особое место среди изъятий из правил ГАТТ занимает так называемая "защитная оговорка" (ст. XIX), предусматривающая, что страна может вводить ограничения на импорт (в том числе, в форме квот), если установит, что возросший импорт причиняет серьезный ущерб отечественным производителям соответствующих товаров. Другим базисным исключением из правил является разрешение применять количественные ограничения на импорт в случае сложностей с платежным балансом (ст. XII). Однако правила ГАТТ предусматривали, что такие ограничения должны быть не более значимыми, чем это требуется для защиты платежного баланса, и применяться на недискриминационной основе. Тем не менее практика разрешения споров ГАТТ показала, что и данная статья нередко использовалась странами для установления дополнительных протекционистских барьеров в торговле.

С момента создания ГАТТ был достигнут заметный прогресс на пути либерализации внешнеторгового регулирования. В результате ряда раундов многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ был значительно снижен уровень таможенных тарифов и сокращено использование нетарифных мер регулирования. По результатам Токийского раунда (1973 - 1979 гг.) был заключен ряд дополнительных соглашений о нетарифных мерах.

Для устранения разночтений токийские соглашения уточняли интерпретацию и порядок применения ряда статей ГАТТ (VII "Оценка таможенной стоимости"; VI "Антидемпинговые и компенсационные пошлины"; XVI "Субсидии"; XXIII "Аннулирование и сокращение выгод"), а также расширяли сферу международного регулирования, устанавливая правила в таких областях, как применение технических барьеров в торговле, государственные закупки для собственных нужд, импортное лицензирование и др. Важной особенностью Токийского раунда стало подписание ряда "отраслевых" соглашений: о молочной продукции, о мясе и о гражданской авиатехнике, направленных на либерализацию этих рынков, ранее фактически изъятых из сферы нормальной конкуренции. Однако Токийские соглашения не выполняли функцию расширения и усиления правил ГАТТ 1948 г., имея обязательный характер лишь для стран, подписавших эти соглашения (от 20 до 40 стран в зависимости от соглашения).

В результате подписания Генерального соглашения о тарифах и торговле и последующих многосторонних переговоров в рамках ГАТТ к началу 80-х годов была обеспечена существенная либерализация условий международной торговли и сформирован свод правил конкурентного поведения государств во внешней торговле товарами, включая такие основополагающие принципы регулирования конкуренции, как недискриминация партнеров,

303

запрет количественных ограничений импорта и экспорта, осуждение демпинга и экспортных субсидий. Существенно по сравнению с 1947 г. был снижен уровень таможенных тарифов на множество позиций промышленных и сельскохозяйственных товаров.

304

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.