Подав официальную заявку на присоединение к ВТО, Россия приняла на себя обязательство по постепенной адаптации своего внешнеэкономического регулирования к правилам этой организации. За последние годы России удалось значительно продвинуться в этом направлении, и сейчас можно сказать, что в России существует развернутая нормативная база в области защитных мер, в целом соответствующая правилам ВТО, причем создание основных российских документов в этой сфере проходило при активном участии антимонопольного органа. Это позволило привнести дополнительные гарантии проконкурентного характера в создаваемое законодательство в области, столь чувствительной для конкуренции.
К настоящему времени способы и методы защиты отечественного рынка от иностранной конкуренции определены в следующих основных законах:
Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (ст. 7-11) предусматривает возможность применения особых видов пошлин - специальных, антидемпинговых и компенсационных (далее именуются "защитные меры"), устанавливает основные условия и принципы их применения. В соответствии с Законом основным критерием применения
293
указанных видов пошлин является причинно-следственная связь между возросшим импортом какого-либо товара, ввозом товара по демпинговым ценам или ввозом субсидируемого товара и ущербом, который причиняется отечественной промышленности, или угрозой такового ущерба. Закон предусматривает проведение расследования, предшествующего введению защитных мер, и устанавливает принципы определения размера особых видов пошлин.
Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 18) конкретизирует ст. 8 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в отношении защитных мер, вводимых при резком увеличении импорта товара, наносящего серьезный ущерб отечественным производителям. В частности, ст. 18 определяет, кем и по чьей инициативе может быть проведено расследование, предшествующее введению защитной меры, срок проведения и предмет расследования.
Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" расширяет законодательную базу для защиты отечественных производителей от массированного импорта, демпингового импорта и импорта товаров, при производстве и экспорте которых предоставлялись государственные субсидии, и определяет основные условия и принципы применения указанных мер защиты, а также проведения расследования, предшествующего их введению. Главной целью принятия данного Закона является регулирование ограничительных мер в сфере внешней экономической деятельности в соответствии с правилами ВТО.
С принятием этого Закона в Российской Федерации появилась развернутая законодательная база для защиты экономических интересов России при внешней торговле, а также были сформулированы условия, при которых для зашиты экономических интересов Российской Федерации могут вводиться количественные ограничения импорта или экспорта товаров.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1999г. № 183 "Об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта" и № 184 "Об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, и размера субсидирования" приняты в целях реализации ст. 10 и 13 Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999г. № 274"О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер" принято в целях реализации ст. 3 Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" и утверждает "Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер". Постановление определяет, что за проведение расследования отвечает Министерство торговли Российской Федерации, которое в установленном порядке вносит на рассмотрение Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложения о проведении расследования или об отказе от него. В нем регламентирована процедура расследования и определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о введении соответствующих мер защиты во внешней торговле товарами.
Все указанные нормативные акты в принципе базируются на Соглашениях ВТО о защитных мерах, о применении статьи VI ГАТТ, о субсидиях и компенсационных мерах, но в то же время в них имеется ряд отступлений от норм и положений указанных соглашений, часть этих положений не учтена. Поэтому при вступлении России в ВТО нормативную базу в области защитных мер потребуется доработать.
294
Участие антимонопольных органов России в подготовке решений о введении защитных мер обосновано с экономической и правовой точки зрения. При этом главная задача антимонопольных органов состоит в формировании таких условий введения защитных мер, которые обеспечат баланс интересов производителей и потребителей, не допуская необоснованного протекционизма и ухудшения условий конкуренции на внутреннем рынке. Защитные меры должны действовать на период адаптации национальных производителей к условиям иностранной конкуренции, в течение которого необходимо обеспечить снижение издержек производства и повышение качества продукции до уровня, позволяющего эффективно противостоять иностранной конкуренции без дополнительных мер государственной защиты. Защитные меры ни в коем случае не должны превращаться в орудие лоббизма и служить источником формирования льготных условий хозяйствования для отдельных предприятий.
Необходимость участия антимонопольного органа в подготовке решений о введении защитных мер определяет еще один важный фактор - защиту интересов потребителей. Отечественные производители, конкурирующие с зарубежными, выигрывают от введения защитных мер, так как их следствием является ограничение импорта, часто стимулирующее рост цен на отечественную продукцию вследствие сокращения предложения. Потребители же при введении защитных мер несут потери в результате повышения цен и ограничения ассортимента. В отличие от производителей, имеющих возможность консолидированно отстаивать свои интересы через официальную процедуру обращения в Комиссию Правительства по защитным мерам, потребители такой возможности не имеют. В этих условиях федеральным органом, представляющим интересы потребителей при рассмотрении вопроса о введении защитных мер на заседаниях Комиссии, является МАП России.
Участие антимонопольных органов в процедуре введения защитных мер по импорту - важнейший фактор обеспечения проконкурентного характера российских внешнеэкономических связей, сбалансированного учета интересов производителей и потребителей.
295