Субсидии и компенсационные меры

Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах ВТО регламентирует порядок применения защитных мер в случае субсидируемого экспорта. Оно не только содержит определение субсидии, но и вводит понятие целевых (специфических) субсидий, которое означает, что субсидия предоставляется государством предприятию или отрасли экономики либо группе предприятий или отраслей. По Соглашению субсидия имеет два существенных элемента: финансовый вклад правительства или государственной организации и получение выгоды в данном процессе.

Финансовый вклад может осуществляться любым из следующих способов: прямой перевод средств; предоставление правительством льготы; предоставление товаров или услуг либо закупка продукции.

Для всех видов продукции, кроме сельскохозяйственной, это соглашение устанавливает три категории субсидий: которые запрещаются, которые влекут за собой принятие санкций и, наконец, которые не влекут принятия санкций.

В целом, к запрещенным относятся субсидии, которые обусловливаются выпуском экспортной продукции или использованием продукции местных производителей вместо импорта. Запрещенные субсидии подлежат рассмотрению в рамках механизма по урегулированию споров, предусматривающего кратчайшие сроки для принятия мер органом ВТО по разрешению споров. Если будет установлено, что субсидия является запрещенной, она должна быть немедленно отменена. Если это не будет сделано в установленные сроки, истец имеет право предпринять контрмеры.

Для субсидий, которые влекут за собой применение санкций, основным является положение, согласно которому никто из членов ВТО не должен ущемлять интересы других членов, используя субсидии. Члены организации, которые пострадают от таких субсидий, могут обращаться в орган ВТО по разрешению споров. В случае, если будет установлено, что использование кем-либо из членов организации субсидий отрицательно

289

сказывается на положении истца, сторона, использующая субсидии в своей практике, обязана либо отказаться от них, либо компенсировать нанесенный ею ущерб.

Субсидии, которые не влекут за собой применения санкций, могут быть как нецелевыми, так и целевыми, предназначенными, например, для оказания помощи на стадии промышленных разработок, помощи регионам с неразвитой экономикой или же определенных видов помощи по перестройке действующих объектов в соответствии с новыми экологическими требованиями, вводимыми в законодательном порядке или нормативными актами.

В Соглашении содержатся правила расчета субсидии для определения ущерба, наносимого национальной экономике. При учете состояния затрагиваемой отрасли промышленности должны приниматься во внимание те экономические факторы, которые задействованы в этом процессе. Кроме того, должна быть установлена причинно-следственная связь между субсидируемым импортом, с одной стороны, и заявленным ущербом, с другой.

Соглашение допускает использование компенсационных мер в виде таможенных пошлин, вводимых страной-импортером для того, чтобы компенсировать влияние субсидий на импортируемую продукцию. Соглашение предписывает, как возбуждать дела о компенсационных мерах и проводить расследования национальными властями, а также устанавливает правила представления заинтересованными сторонами своих данных и аргументов.

В соответствии с Соглашением все компенсационные пошлины должны быть ликвидированы в течение пяти лет с момента их ввода, если при этом национальные власти не установят, что отмена пошлин скорее всего приведет к продолжению или возобновлению субсидируемого импорта, а это вновь нанесет ущерб экономике импортера.

Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой субсидии могут играть достаточно важную роль. Поэтому страны с ВНП менее 1000 долл. в расчете на душу населения освобождаются от правил, запрещающих использование экспортных субсидий. Кроме того, они освобождаются и от обязательства не применять и другие запрещенные субсидии, но на ограниченный срок. Для других развивающихся стран запрет на использование экспортных субсидий вступает в силу в 2003 г. Для стран с переходной экономикой устанавливается переходный период, и в них запрещенные субсидии должны быть ликвидированы к 2002 г.

При вступлении в ВТО Россия получит определенные выгоды и как страна-экспортер, и как страна-импортер. В качестве страны-импортера у нее появится право уберечь себя от серьезного ущерба, причиняемого субсидируемым

290

иностранным экспортом. Как страна-экспортер Россия сможет защитить себя от "серьезного ущерба", если субсидии других стран будут негативно влиять на ее экспорт.

291

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.