Обеспечение нормальных условий конкуренции в международной торговле является чрезвычайно важным и "чувствительным" вопросом для большинства стран. В последнее десятилетие, характеризующееся обострением международной конкурентной борьбы, многие правительства хотели бы защитить свою национальную промышленность протекционистскими мерами торговой политики. Торговые войны могли бы обрести невиданный размах, если бы не существовало строгих, согласованных на многостороннем уровне правил защиты внутренних рынков. В настоящее время такие правила содержатся в соглашениях ВТО и в значительной мере основаны на договорах, достигнутых в предыдущий период в рамках ГАТТ.
Основными соглашениями ВТО, определяющими способы и методы защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, являются:
- Соглашение о применении ст. VI ГАТТ-94 (антидемпинговые процедуры);
- Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах;
- Соглашение о защитных мерах.
Для всех видов защитных мер весьма важно, что они могут вводится странами-импортерами лишь в том случае, если доказано, что импорт товаров наносит или угрожает нанести ущерб отечественной отрасли производства и между ущербом и импортом имеет место причинно-следственная связь.
При этом антидемпинговые меры применяются страной-импортером тогда, когда экспортная цена товара оказывается ниже его нормальной стоимости.
Компенсационные меры в отношении импортных товаров применяются при ввозе товаров, субсидированных государством, производящим или экспортирующим этот товар.
Специальные меры (в виде повышенных пошлин) применяются в случае массированного импорта какого либо товара.
Правила ВТО разрешают своим членам применять антидемпинговые меры в отношении импортируемых изделий, экспортная цена которых оказывается ниже их "обычной стоимости" (цены на внутреннем рынке страны-экспортера), если импорт по демпинговым ценам наносит ущерб национальной промышленности страны-импортера.
287
Соглашение ВТО об антидемпинге предусматривает более четкие и подробные (по сравнению с прежними правилами ГАТТ) правила, дополнительные критерии, которые необходимо учитывать при установлении факта ущерба национальной промышленности от импорта, и процедуры, которыми надлежит руководствоваться при возбуждении и проведении антидемпинговых расследований, а также правила, касающиеся способов применения и сроков действия антидемпинговых мер.
Страна-импортер может вводить антидемпинговые меры только после того, как она в результате официального расследования установит, что: 1) существует факт демпинга; 2) нанесен ущерб или существует угроза такового внутреннему рынку; 3) существует причинная связь между первым и вторым условиями, т.е. ущерб нанесен демпинговым импортом, а не другими обстоятельствами. При этом анализ воздействия демпинга на состояние соответствующей отрасли промышленности должен включать оценку всех задействованных экономических факторов, которые влияют на эту отрасль.
Предусмотренные соглашением четкие процедуры регламентируют возбуждение антидемпинговых обвинений, проведение необходимых расследований, а также условия, которые надлежит выполнить, чтобы каждая из заинтересованных сторон смогла представить свои доказательства. Как правило, антидемпинговые меры могут вводиться на срок не более пяти лет, если не будет установлено, что в случае их снятия будет продолжаться или вновь повторится демпинг, приводящий к ущербу для национальной промышленности. Антидемпинговые расследования должны немедленно прекратиться тогда, когда власти установят, что маржа демпинга минимальна (т.е. менее 2% экспортной цены изделия), или же когда будет установлено, что объем импорта по демпинговым ценам незначителен (как правило, не выше 3% импорта данного изделия страной-импортером) при условии соблюдения других критериев.
Соглашением предусмотрено, что страны-члены ВТО должны незамедлительно и подробно информировать Комитет ВТО по антидемпинговой практике о всех предварительных и окончательных антидемпинговых мерах, которые ими принимаются. Соглашение дает членам организации возможность получать консультации по всем вопросам, касающимся действия соглашения или достижения его целей, а также подавать заявления о создании третейских групп для рассмотрения споров.
В настоящее время многие страны в своем национальном антидемпинговом законодательстве имеют специальные положения в отношении так называемых "странах с нерыночной экономикой", к которым, например, в США и ЕС причисляется и Россия. На основании этих документов при проведении антидемпинговых расследований страна-импортер использует
288
особый "суррогатный" метод расчета антидемпинговой маржи, при котором за основу берутся цены не в России, а в какой-либо другой "сопоставимой" стране. Такой подход был в определенной мере оправдан тогда, когда цены в России регулировались государством. Однако теперь, когда превалирует рыночное ценообразование, применение суррогатных подходов можно рассматривать как способ недобросовестной торговой конкуренции. Поэтому при введении антидемпинговых процедур важно в каждом случае получать доказательства того, что демпинговая маржа рассчитана страной-импортером правильно.
289