Теоретические аспекты регулирования монополистических
структур на транспорте

Как известно, специфика естественных монополий состоит в том, что минимальные затраты для них достигаются в условиях отсутствия конкуренции, а спрос на их услуги является неэластичным, т.е. малозависящим от изменения цены. Транспорт как отрасль инфраструктуры по своей экономической сущности в большей степени тяготеет к естественной монополии, чем другие производства.

253

Применительно к транспортным структурам ценовая эластичность спроса на услуги, например, морского порта зависит от доступности на рынке транспортных услуг заменителей услуг данного порта (например услуг соседнего порта), а также вообще от наличия альтернатив в способах доставки грузов (по всей цепи), в которых данный порт является или не является необходимым элементом. Кривая спроса на услуги данного порта может изменять со временем свое положение и, что очень важно, угол наклона под влиянием самых разнообразных факторов:

  • - открытия (закрытия) или расширения (сокращения) деятельности соседних портов;
  • - сравнительной стоимости доставки грузов (различными видами транспорта и различными маршрутами);
  • - сравнительных перспектив развития различных прилегающих регионов, изменений в территориальной специализации и кооперации производства в зависимости от разнообразных причин, в том числе от стоимости транспортировки различными вариантами.

При высокой ценовой эластичности спроса на услуги порта его монопольная маржа (превышение цены над предельными затратами) относительно невелика и, следовательно, общественные выгоды от регулирования стоимости услуг порта незначительны. Кроме того, если их сравнивать с административными расходами на регулирование и издержками, вызванными слабой мотивацией регулируемого субъекта к экономии затрат, то баланс выгод и затрат на регулирование данной монополии может оказаться отрицательным. В этом случае разумнее, видимо, отказаться от регулирования.

Сегодня, к сожалению, решения о целях, формах и методах регулирования различных секторов транспортного рынка принимаются без предварительного анализа их работы лишь на основании законодательных документов об определении и государственном регулировании субъектов естественной монополии на транспорте. Как известно, к ним отнесены железнодорожные перевозки, услуги портов, аэропортов, транспортных терминалов.

Тем не менее сегодня выделение сферы естественных монополий рассматривается как качественно новый подход к проблеме государственного регулирования транспорта. Началом его реализации следует считать выход в 1995 - 1996 гг. ряда правовых актов (Федерального закона "О естественных монополиях", указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации), касающихся мер регулирования естественных монополий в России, ограничения роста цен на их продукцию и создания федеральных органов по регулированию естественных монополий.

Государственное регулирование включает следующие основные элементы:

254

  • формирование принципов, целей, задач и общей политики регулирования в сфере транспортных услуг, направленных на достижение баланса интересов потребителей и производителей транспортной продукции ("для чего регулирование");
  • определение объектов регулирования, учитывая поставленные задачи, обеспечение доступности транспортных услуг для потребителей и эффективного функционирования транспорта ("что регулировать");
  • выбор методов тарифного регулирования данного объекта исходя из сформулированных принципов, целей, задач и политики регулирования ("как регулировать");
  • распределение полномочий, задач и функций между федеральными и региональными органами исполнительной власти по тарифному и связанному с ним нетарифному регулированию транспортных объектов ("кто регулирует").

Ценовое (тарифное) регулирование и контроль - основной и сегодня практически единственный реализуемый блок в системе государственного регулирования. В стадии становления находится регулирование в таких сферах, как система внешнего аудита, нормативная и информационная база, инвестиционная политика, проведение структурной реформы и т.д.

Теоретические и методологические основы тарифного регулирования естественных монополий на транспорте включают прежде всего формулировку исходных понятий и определений. Приведем основные из них.

Государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий на транспорте - реализация ценовой политики государства в них установленными методами.

Цель регулирования (ценовой политики) монопольных субъектов транспорта - установление обоснованных тарифов, обеспечивающих баланс интересов потребителей и производителей транспортной продукции при сохранении необходимого качества и эффективности ее производства. Обоснованными следует считать максимально низкие тарифы, которые обеспечивают норму прибыли на вложенный капитал, соответствующую аналогичным объектам, функционирующим в конкурентных условиях.

Принципы регулирования:

  • - справедливость по отношению к потребителю путем удержания цен на максимально низком уровне;
  • - справедливость по отношению к инвесторам (производителю) путем обеспечения "разумной нормы прибыли" - не ниже, чем у работающих в конкурентных условиях;
  • - эффективность использования ресурсов, сохранение качества продукции, создание стимулов к противозатратности ее производства.

255

Методы регулирования включают систему апробированных в отечественной и зарубежной практике методических приемов по установлению или ограничению уровней тарифов или их составляющих (прибыли, рентабельности и др.), а также текущую корректировку (индексацию) тарифов, качественное совершенствование тарифных систем и т.п.

Результат анализа транспортного рынка (см. табл. 2) позволяет выделить монопольные и конкурирующие секторы в различных подотраслях транспорта. На основе такой структуризации транспортного рынка устанавливаются и классифицируются объекты регулирования.

Определив объекты тарифного регулирования в различных секторах транспортного рынка, можно:

  • применительно к основным типам рыночной структуры на транспорте (естественная и реальная монополия, ограниченно и свободно конкурентная среда, сектор социально значимой продукции) выделить соответствующие группы цен (тарифов), общие по принципам регулирования;
  • выбрать организационную структуру ценового регулирования (для тарифов на услуги транспортных субъектов естественных монополий - это федеральные и региональные специальные службы регулирования, для тарифов на услуги субъектов рынков остальных типов - федеральные и региональные органы государственного регулирования и контроля цен);
  • сформировать систему методических приемов регулирования тарифов, классифицированных по трем основным группам регулирования: жесткого, полужесткого и мягкого (табл. 3).

Как комплексное понятие, ценовое регулирование должно включать разработку пакета методических рекомендаций по формированию и

Таблица 3. Методы регулирования цен (тарифов)

Ценовое регулирование Методы регулирования цен
Жесткое Установление фиксированных цен (индивидуальных, групповых, прейскурантных и др.) с соответствующей индексацией
Полужесткое 1. Установление предельных уровней цен (верхних и нижних пределов, "коридора цен")
2. Установление допускаемых отклонений цен от базового нормативного уровня (%)
3. Ограничение общего уровня цены по группе ("корзине") работ или услуг с индексацией по росту производительности
Мягкое Установление индивидуальных тарифов с ограничениями:
предельного уровня рентабельности (к затратам, фондам, капиталу);
одного или нескольких структурных нормативов (зарплатоемкости, фондоемкости, энергоемкости, инвестиционной составляющей);
параметрических соотношений цен; нормы прибыли, равной стоимости капитала

256

регулированию тарифов с применением широкого спектра методов ценового регулирования. Выбор метода регулирования и целесообразность усиления (ослабления) сопутствующей государственной поддержки определяются совокупностью основных характеристик объекта регулирования, в первую очередь степенью его монополизации. В состав пакета рекомендаций должна быть включена методика индексации тарифов на базе учета всей совокупности объемных, финансовых, инфляционных и других факторов общеэкономического и отраслевого значения, а также соответствующего информационного обеспечения регулирующих органов.

Таковы в общих чертах некоторые направления формирующихся методологических основ государственного тарифного регулирования на транспорте, цель которого - обеспечить баланс интересов потребителей, производителей транспортных услуг и государства.

257

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.