Соотношение субъекта естественной монополии и субъекта,
доминирующего на рынке

В подавляющем большинстве субъекты естественных монополий занимают доминирующее положение на соответствующих товарных рынках. Если их действия ведут к ограничению конкуренции или ущемлению интересов контрагентов, то в соответствии с Законом о конкуренции к ним применяются меры воздействия. В то же время во исполнение федеральных законов соответствующие государственные структуры регулируют цены (тарифы) на услуги субъектов естественных монополий.

Основными задачами антимонопольных органов являются:

  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий отнесено:

  • ценовое регулирование посредством определения (установления) цен (тарифов) или предельного их уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

242

  • государственный контроль за крупными сделками во избежание сдерживания экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

На начальном этапе действия Закона о естественных монополиях отдельные хозяйствующие субъекты, функционирующие в сферах естественных монополий, пытались оспаривать, в том числе в судебном порядке, правомочность применения к ним норм антимонопольного законодательства. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в "Обзоре практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства" от 30 марта 1998 г. № 32 разъяснил, что, поскольку субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке, на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством. Их деятельность контролируется как органами регулирования естественных монополий, так и антимонопольными органами. При выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством

Во исполнение указанных законов и в соответствии со своей компетенцией МАП России и ФЭК России регулируют и контролируют деятельность крупнейших отечественных хозяйствующих субъектов, действующих на федеральном и межрегиональных рынках топливно-энергетического комплекса, связи и транспорта: РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", АК "Транснефть", АК "Транснефтепродукт", ОАО "Связьинвест", МПС России, речные и морские порты, а также другие предприятия, составляющие основу производственной инфраструктуры на федеральном, региональных и местных рынках. Техническое, организационное и финансово-экономическое переплетение естественно-монопольных и конкурентных сфер деятельности в топливно-энергетическом комплексе, его значение для экономики страны предопределяют необходимость координации деятельности МАП России и его территориальных управлений, ФЭК России, а также региональных энергетических комиссий субъектов Российской Федерации.

Отдельные сферы, которым присущи содержательные признаки естественной монополии, не включены в Закон о естественных монополиях. К ним, например, можно отнести услуги систем водоснабжения и канализации. В соответствии с Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность предприятий электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, регулируется органами местного самоуправления.

243

Государственному регулированию этой группы естественных монополий мешает отсутствие единого подхода в субъектах Федерации и муниципальных образованиях к разработке и реализации мер тарифного регулирования естественных монополий на локальных рынках. Как следствие, имели место случаи, когда тарифы одних и тех же групп потребителей, расположенных рядом, весьма существенно различались. Это создает, с одной стороны, определенную социальную напряженность населения, а с другой - ведет к созданию неравных условия для предпринимательской деятельности, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Положения Закона о естественных монополиях касаются только естественных монополий федерального уровня. Отсутствие законодательной базы для регулирования естественных монополий на региональном и местном уровнях приводит к увеличению числа нарушений антимонопольного законодательства. Поэтому ее создание весьма актуально. Принятие поправок к этой части Федерального закона, на наш взгляд, должно обеспечить единый подход к регулированию субъектов естественных монополий на всех уровнях, определить формы правового регулирования естественных монополий на региональном и местном уровне, в том числе в ЖКХ, разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию естественных монополий. Это позволит выделить те сферы деятельности, где действительно необходимы государственные контроль и регулирование, и в то же время избежать торможения необходимых структурных преобразований и развития конкурентных рыночных отношений в потенциально конкурентных сферах деятельности.

244

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.