Практика регулирования естественных монополий

Жизнь подтвердила необходимость специального регулирования отдельных товарных рынков, включающих продукцию сфер естественных монополий, где механизмы рыночного ценообразования не являются оптимальными. Поэтому вступивший в силу в 1995 г. Федеральный закон "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определил порядок государственного регулирования субъектов естественных монополий, в частности, в следующих сферах:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • перевозки всеми видами транспорта;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Накопленный опыт регулирования в электроэнергетике был закреплен также в принятом в 1995 г. Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании тарифов).

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий первоначально выполняли следующие федеральные органы исполнительной власти:

  • Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК России) в области топливно-энергетического комплекса;
  • Федеральная служба по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России; в настоящее время ее функции переданы Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - МАП России);

241

  • Федеральная служба по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России; позднее ее функции были также переданы МАП России).

В соответствии с Законом о регулировании тарифов наряду с ФЭК России создаются региональные энергетические комиссии (РЭК) - органы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию субъектов Российской Федерации.

Законом о естественных монополиях и соответствующими указами Президента Российской Федерации предусмотрено создание территориальных органов регулирования естественных монополий. До недавнего времени органы регулирования естественных монополий на транспорте не имели своих территориальных подразделений, а органы регулирования в области связи делегировали полномочия своих территориальных подразделений администрациям субъектов Российской Федерации. В связи с передачей полномочий органов регулирования в области связи и транспорта МАП России данные функции выполняют территориальные управления этого министерства.

242

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.