Глава 8
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

8.1. Общие принципы государственного регулирования
субъектов естественных монополий

Естественная монополия как состояние рынка

Ряд отраслей, такие как электроэнергетика, газовая промышленность, транспорт и некоторые другие, характеризуются высокой степенью монополизации производства и сбыта, а также трудностями обеспечения потребителям свободы выбора поставщиков различных товаров и услуг. Структура этих отраслей была обусловлена, с одной стороны, историей развития народного хозяйства бывшего СССР: централизацией и концентрацией производства и управления в условиях тотального планирования и преобладания государственной формы собственности. С другой стороны, данным секторам экономики внутренне присущи особенности, позволяющие отдельным хозяйствующим субъектам монополизировать рынки. Свобода потребителей их продукции ограничена организационно-технологически (существующей конфигурацией и пропускной способностью сети, взаимосвязью процессов производства и потребления) и экономически (экономия от масштаба производства при росте его мощностей). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не имеют замены, в связи с чем спрос на них в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В России понятие "естественных монополий" перестало быть просто экономической категорией. Федеральный закон "О естественных монополиях" определил его как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (существенного снижения издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства).

Выделяются следующие основные признаки естественных монополий:

  • деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствие конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относится, например, транспорт. Затраты на доставку тонны груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозится в данном направлении;

239

  • высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции, (строительство параллельного трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематично) вряд ли может окупиться;
  • низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если, предположим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем весьма сложно;
  • сетевой характер организации рынка, т.е. наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которой производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо диспетчирование из единого центра в реальном масштабе времени.

240

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.