7.3. Реализация государственной политики по поддержке
и развитию малого предпринимательства

В процессе реализации государственной политики в последние годы в России заложены основы системы поддержки и развития малого предпринимательства. В 1995 г. принят Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Тогда же были созданы соответствующие государственные институты поддержки малого бизнеса - Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (в настоящее время его функции выполняет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Налажено

227

их взаимодействие с общественными организациями (Российской ассоциацией развития малого предпринимательства, Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса, ТПП России) и органами исполнительной и законодательной власти. Формируется нормативно-правовая база, разворачивается работа по финансово-кредитной и инвестиционной поддержке малых предприятий. Активизировалась деятельность общественных объединений предпринимателей, организована подготовка кадров для малого предпринимательства, создается система информационного обеспечения. Сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения многообразных социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в данном секторе экономики.

Меры государственной поддержки малого предпринимательства определены Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и федеральными программами, которые утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации и реализовывались в 1994 - 1995 и в 1996 - 1997 гг. В последующий период в связи с определенными институциональными и организационными проблемами государственная поддержка малого предпринимательства на основе федеральных программ не оказывалась, однако сохранились основные направления государственной политики в этой области.

Формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства. На протяжении последних лет малое предпринимательство стало объектом самостоятельного законодательного и нормативного регулирования. За это время принято большое число правовых актов, затрагивающих различные аспекты деятельности этого сектора экономики, включая вопросы финансового обеспечения и организации его инфраструктурной поддержки.

Основы правовой базы при создании, развитии и государственном регулировании малых предприятий определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности", указами Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" и "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства".

Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства. Главная целью финансовой политики государства в отношении малого предпринимательства - устранение неблагоприятного положения

228

малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.

Одним из основных направлений финансовой поддержки, способствующей развитию этого сектора экономики, является совершенствование системы налогообложения. Налоговым законодательством, наряду с общими для всех предприятий налоговыми льготами, малым предприятиям предоставлены специальные льготы по налогам. Тем самым созданы определенные дополнительные источники использования государственных ресурсов и собственных средств предприятий для поддержки и развития малого предпринимательства.

В условиях дефицита бюджетных средств один из главных механизмов поддержки и развития малого предпринимательства - привлечение отечественных и иностранных инвестиций, в частности в виде финансирования (кредитования) программ под государственные гарантии Правительства Российской Федерации российскими и иностранными банками, а также другими кредитно-финансовыми организациями.

Особое место в системе государственной поддержки малого предпринимательства занимают специальные финансовые институты и механизмы поддержки. Концепция, заложенная в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", отводит системе фондов поддержки решающую роль в обеспечении финансового содействия малым предприятиям, облегчении их доступа тс банковским кредитам и специализированным видам финансовых услуг. В частности, за счет средств фондов можно удешевлять кредиты коммерческих банков (путем покрытия части процентных ставок за кредиты для малых предприятий, предоставления гарантий и страхования риска), частично компенсировать расходы малых предприятий на подготовку кадров, реализацию программ международного сотрудничества, консультационные и информационные услуги. Фонды могут выполнять функции инвестиционных институтов, принимая долевое участие в капитале малых предприятий и объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Специальные соглашения между фондами и коммерческими банками могут предусматривать выделение последними определенных кредитных ресурсов для финансирования поддержки малых предприятий под гарантии фондов, участвующих в уставном капитале банков либо размещающих в них свои временно свободные денежные средства. Эти меры значительно облегчают доступ субъектов малого предпринимательства на рынок ссудного капитала.

229

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства переходит от льготного кредитования отдельных предпринимательских проектов к преимущественному использованию механизмов косвенной финансовой поддержки малого предпринимательства, позволяющих значительно расширить круг получателей поддержки и снять для них остроту проблемы низкой залогоспособности малых предприятий. Имеются в виду прежде всего механизмы гарантий и поручительств, когда определенная часть средств Фонда используется для выдачи гарантий на кредиты коммерческих банков, предоставляемые под проекты создания и развития малых предприятий.

Для достижения устойчивости малых предприятий на финансовом рынке и роста их управленческого потенциала весьма эффективно развитие системы внешних специализированных консультационных и информационных услуг в сфере кредитной и инвестиционной деятельности, поскольку внутри отдельного малого предприятия эти вопросы невозможно решить из-за отсутствия квалифицированного персонала и необходимых материальных и инструментальных средств.

Для обеспечения доступа малых предприятий к инвестиционным ресурсам применяется такой организационно-финансовый инструмент, как лизинг. В этом приоритетном направлении поддержки малого предпринимательства работают специализированные региональные лизинговые компании, использующие средства государственной финансовой поддержки и организационно-методической помощи.

Производственная и инновационная поддержка малых предприятий. Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" регламентирует участие субъектов малого предпринимательства в производстве продукции для государственных нужд, в том числе обязательное резервирование и размещение на малых предприятиях определенной доли заказов на государственные поставки (не менее 15% общего объема их по приоритетным видам продукции), и в специализированных конкурсах на поставки. Таким путем предполагается создать гарантированный рынок сбыта продукции высокоэффективных малых предприятий, содействовать стабилизации их финансового положения, стимулировать повышение технического уровня производства и качества продукции.

Несмотря на все трудности, Россия сохраняет высокий научно-технический потенциал, особенно в военно-промышленном комплексе. Спад производства резко снизил инновационную восприимчивость крупных предприятий к высоким технологиям. Тем более возрастает роль малых и средних предприятий, которые в меньшие сроки и с меньшими затратами выпускают наукоемкую продукцию". В соответствии с законодательством о государственной

230

поддержке малого предпринимательства происходит создание условий и эффективных стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством, для восстановления производственно-технологических цепочек.

Как показывает практика, в современной экономической ситуации при определении стратегии развития и формировании производственной программы крупные предприятия уже не могут игнорировать интересы малого бизнеса. Если несколько лет назад стимулирование переориентации предприятий на выпуск специализированного оборудования для малых предприятий рассматривалось как одно из направлений государственной политики, то сейчас во многих случаях эта работа проводится предприятиями самостоятельно под воздействием рыночных регуляторов и не требует специальной государственной поддержки.

Важным направлением является поддержка малых инновационных предприятий в области маркетинга и рекламы путем стимулирования и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности.

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства. Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установил приоритетным направлением государственной политики развитие системы объектов специализированной инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, технопарков, информационно-аналитических центров, агентств поддержки малого предпринимательства, лизинговых компаний), которое должно включаться как основное положение в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. Процесс формирования этой инфраструктуры характеризуется бурным развитием отдельных элементов ее при отсутствии комплексного подхода к созданию системы в целом, разнообразием типов объектов инфраструктуры при многократном пересечении и дублировании их функций, отсутствием комплексности предоставляемых услуг и мониторинга реальных потребностей в них субъектов малого предпринимательства, неравномерностью насыщенности регионов объектами инфраструктуры.

Информационное обеспечение малого предпринимательства. На сегодняшний день проблема создания основ комплексной и эффективной системы информационного обеспечения малого предпринимательства, которая учитывала бы возможности уже существующих информационных систем и потребности малого предпринимательства в информации, остается нерешенной. В то же время информационным обеспечением предпринимательских структур в регионах занимаются информационные

231

центры системы ТПП России, Ростелекома России, Минобразования России, учебно-деловые центры Морозовского проекта, Российская ассоциация развития малого предпринимательства и ряд других коммерческих, общественных и научных организаций. Из этого следует, что до сих пор в Российской Федерации не реализованы предпосылки для создания единого информационного пространства.

Одной из причин сложившейся ситуации является неотработанность концепции информационного обеспечения малого предпринимательства и нормативно-правовых документов, определяющих порядок взаимодействия региональных информационных центров. Что касается системы государственного учета и отчетности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, то своевременной и полной информации о числе субъектов малого предпринимательства, о распределении их по регионам, видам деятельности, результатам хозяйствования, о дифференциации малых предприятий по стадиям их хозяйственной деятельности, о вкладе малого предпринимательства в ВВП и других аспектах пока не имеется.

Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации. Малый бизнес - явление прежде всего региональное. Большинство малых предприятий действует на локальных рынках, ориентировано на местных потребителей, изыскивает производственные ресурсы в непосредственной близости от региона своей деятельности.

Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает, что именно субъекты Российской Федерации в соответствии с их полномочиями решают все вопросы поддержки малого предпринимательства, в том числе о дополнительных мерах за счет собственных средств и ресурсов. Во многих субъектах Российской Федерации уже складывается эффективная система, реализующая меры поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

Анализ зарубежного и отечественного опыта позволил выделить следующие виды институтов поддержки:

  • финансовые, в том числе фонды поддержки малого предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды и т.п.;
  • лизинговые компании;
  • бизнес-инкубаторы;
  • центры информационного обеспечения, учебные центры.

Важнейший элемент поддержки малого предпринимательства - специализированные финансовые институты, призванные обеспечить малым

232

предприятиям доступность денежно-кредитных ресурсов. Их неразвитость, весьма малые возможности ограничивают динамичное развитие малого предпринимательства. Из них наиболее распространены, хотя и не вышли из стадии организационного становления, региональные фонды поддержки малого предпринимательства. Основными источниками их финансирования являются соответствующие бюджеты, средства от приватизации государственных предприятий, имущество учредителей, доходы от деятельности фонда, возврат кредитных сумм от заемщиков, добровольные взносы юридических и физических лиц. В большинстве регионов отработан и утвержден механизм отбора, экспертизы и финансирования инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, в том числе включенных в региональные программы.

В современных российских условиях ход развития малого бизнеса в регионе определяют следующие основные факторы:

  • политические, связанные не только с расстановкой политических сил, но и с личностями региональных руководителей (например, успешное развитие малого сектора экономики в Москве, Новгороде и Нижнем Новгороде во многом связано с персональной деятельностью глав администраций);
  • экономические - состояние экономической конъюнктуры в регионе напрямую определяет финансовые возможности региональных систем государственной и местной поддержки малого бизнеса;
  • социальные - традиции, характерные для данного региона, влияют на отношение населения к институтам частной собственности, предпринимательства и т.д.;
  • инфраструктурные - в первую очередь, состояние транспорта, средств связи и информации и т.д.

Особенно сложна ситуация в регионах с дотационным бюджетом, что не позволяет выделять необходимые средства на поддержку малого бизнеса. Для решения этой проблемы необходима помощь федеральных органов.

Все более важное значение приобретают программы поддержки предпринимательства. Используя алгоритм, основанный на принципе единства трех основных направлений поддержки малого предпринимательства, можно улучшить содержание и повысить эффективность программ. При этом структура типовой программы может выглядеть следующим образом.

В первом разделе "Регулирование внешней среды малого предпринимательства" сконцентрированы следующие проблемы:

  • регулирование рынков ресурсов и сбыта;
  • организация связи между крупными и мелкими фирмами;
  • совершенствование отношений с государственными органами (регистрирующими, лицензирующими, контролирующими);

233

  • повышение эффективности взаимодействия с кредитно-финансовыми учреждениями;
  • развитие правовой базы в интересах малого предпринимательства;
  • формирование благоприятного общественного мнения;
  • обеспечение безопасности малых предприятий, защита от криминальных посягательств;
  • внедрение достижений научно-технического прогресса;
  • отслеживание экономической конъюнктуры.

Во втором разделе "Прямая (ресурсная) поддержка малого предпринимательства" в соответствии с классификацией важнейших видов ресурсов выделяются подразделы материально-технического, кадрового, информационного и финансового обеспечения. Критерии приоритетности основываются на отраслевой специализации, местонахождении, принадлежности к той или иной социальной и демографической группе, фазах жизненного цикла малого предпринимательства.

Тематика третьего раздела "Развитие организации и совершенствование обеспечения системы поддержки малого предпринимательства" соприкасается с важнейшими компонентами этой системы:

  • развитие инфраструктуры поддержки;
  • совершенствование финансового обеспечения системы поддержки (с указанием путей и методов мобилизации необходимого объема денежных средств);
  • улучшение кадрового и информационного обеспечения системы.

234

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.