Глава 7
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

7.1. Состояние малого предпринимательства
в Российской Федерации

Необходимость анализа экономической сущности малого предпринимательства обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики; во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности.

Структура экономики по определению предполагает сосуществование предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц характеризует понятие "мелкое производство". Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются обособленность, специализация на каком-либо виде деятельности и реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Различают четыре группы устойчивых черт (критериев) малого предприятия, обусловленных:

  • 1) характером производственного процесса;
  • 2) спецификой системы управления и руководства;
  • 3) состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
  • 4) особенностями внешних воздействий.

К первой группе относятся:

  • ограниченность (незначительные размеры) применяемых средств производства и технологических процессов;
  • небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;
  • упрощенность системы сбыта.

Вторая группа включает:

  • единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
  • особое значение руководителя в жизни предприятия, его непосредственное воздействие практически на все функциональные области;

217

  • компактность управленческого аппарата и многофункциональность менеджеров;
  • отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
  • быстроту принятия решений.

Третья группа объединяет такие черты, как:

  • особый характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;
  • гибкость, восприимчивость к нововведениям;
  • небольшой объем используемых оборотных средств;
  • низкая капитализация;
  • высокая оборачиваемость капитала;
  • существенное влияние на кадровую политику, принятие решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

Четвертую группу образуют следующие характеристики:

  • локальность ресурсных и сбытовых рынков;
  • неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
  • положение "ведомого" в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
  • чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры рынка, политической обстановки, изменениям законодательства;
  • ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капитала;
  • большая степень зависимости от системы поддержки предпринимательства.

Таким образом, малые предприятия образуют особый сектор экономики, характеризуемый мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие - наиболее мобильная хозяйствующая единица, не требующая громоздких управленческих систем. Между руководителем и работником нет посредников, т.е. сам руководитель должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управленцем производства и сбыта) и при этом выполнять функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство - особый вид предпринимательской деятельности.

Как уже было сказано, малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. Вместе с тем они в силу объективно менее благоприятных

218

условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, характеризуются меньшей устойчивостью, а значит, нуждаются в государственной поддержке. Поэтому перед государством стоит задача определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Основным показателем для государства стало число работающих. Так, в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектом малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • - 100 человек в промышленности, строительстве и транспорте;
  • - 60 человек в сельском хозяйстве и научно-технической сфере;
  • - 50 человек в оптовой торговле;
  • - 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании;
  • - 50 человек в остальных отраслях и при других видах деятельности. Закон устанавливает также ограничения на участие в уставном капитале малого предприятия прочих предприятии и организаций.

В настоящее время сектор малого предпринимательства уже занял свое место в экономике страны и представляет собой достаточно влиятельную экономическую и политическую силу. Его динамика за несколько последних лет показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, организация при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, прогрессивные структурные сдвиги.

В настоящее время усиливается роль малого предпринимательства в формировании общих основ рыночной экономики и предпринимательской среды, в определении тенденций воспроизводства частного капитала (ранее эту роль в значительной мере играли процессы приватизации, темпы которых по объективным причинам замедлились).

В России развитие малого предпринимательства можно условно разделить на ряд этапов, каждый из которых был отмечен определенной политикой государственной поддержки. Первый из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Максимальные льготы всех видов, в том числе и за счет государственного бюджета, определили этот период как "золотой век" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капитала. Развивались производство дефицитных товаров широкого потребления, сферы всевозможных бытовых услуг и общественного питания, розничная торговля и пр.

Попытки правительства как-то ограничить возможности получения высоких доходов от реализации продукции по свободным ценам негосударственными

219

предприятиями, регламентировать деятельность малых предприятий, использовать рычаги налогообложения сталкивались с явной недееспособностью государственного аппарата.

С переходом на иной экономический курс, который воплотился в новых реформах и получил имя "шоковой терапии", начался второй этап в развитии российского малого предпринимательства. Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы они начинали искать и находили способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудноконтролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.

К 1995 г. возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности оказались практически исчерпаны. В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Нередко участниками таких поглощений часто оказывались наиболее рентабельные малые предприятия.

На каждом этапе развития малого предпринимательства государство оказывало ему поддержку соответственно поставленным целям. Эффективность этой поддержки можно оценить соотношением между основными показателями функционирования предприятий в данной стране за отчетный и базовый периоды. Для характеристики развития можно выбрать два уровня: нормативный и низкий (за нормативный уровень приняты относительные показатели стран с развитой рыночной экономикой).

Сравнительный анализ показателей, представленных в табл. 1, свидетельствует о низкой эффективности системы поддержки малых предприятий в России. В условиях общего экономического спада положение в секторе малого предпринимательства продолжает оставаться сложным и неустойчивым. Начиная с 1995 г. число малых предприятий практически стабилизировалось. Значительная часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступила к хозяйственной деятельности. Во всех отраслях уменьшается их средний размер (численность работников в среднем на одно предприятие). По некоторым экспертным оценкам, развитие экономической конъюнктуры в секторе малого бизнеса достигло критической точки, когда число предприятий с падающей доходностью впервые превысило число развивающихся. Сократился и объем производства на них. Малое предпринимательство неравномерно развивается в отдельных регионах России.

220

Таблица 1. Масштабы развития малого предпринимательства в ведущих странах мира
и России1

Страна Число малых и средних предприятий, тыс. Число малых и средних предприятий на 1000 жителей Число занятых, млн человек Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых, % Доля малых и средних предприятий в ВВП, %
Великобритания 2630 46 13,6 49 50-53
Германия 2290 37 18,5 46 50-54
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 54 55-62
Страны ЕС в целом 15770 45 68 72 63-67
США 19300 74,2 70,2 54 50-52
Япония 6450 49,6 39,5 78 52-55
Россия (по состоянию на конец 1 квартала 1995 г.) 836,2 5,62 8,1 9,6 10-11

Уменьшение доходности малого предпринимательства и неопределенность перспектив его развития определили и особенности выбора гражданами Российской Федерации самостоятельной предпринимательской деятельности как сферы применения своих сил и возможностей. Одним из негативных результатов развития этой сферы экономики является то, что она практически перестала быть амортизатором проблем занятости. Создаваемые в ней новые рабочие места уже не поглощают того числа работников, которое высвобождается в процессе структурных сдвигов в экономике страны. В своей основе неблагоприятные тенденции в развитии малого предпринимательства связаны как с общенациональными политическими, экономическими и социальными проблемами, так и с его особенностями как субъекта экономики. Предприниматели продолжают сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых особо отмечаются такие, как несовершенство законодательной базы, недостаточность собственных средств, трудности получения кредитов, сильное налоговое бремя, давление криминальных структур, нехватка квалифицированных кадров, сложности получения помещений, неразвитость рынка лизинговых услуг, недостаточная социальная защищенность и т.п.

Вместе с тем нельзя абсолютно негативно оценивать происходящие в этой сфере процессы, поскольку многие ситуации, например ликвидация малых предприятий, обусловлены не только воздействием неблагоприятной

221

внешней среды (высокими налогами, отсутствием финансовых средств и т.п.), но и нормальной здоровой экономической конкуренцией, когда субъекты, не способные адаптироваться к рыночным условиям, не могут перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с поставщиками и потребителями и вынуждены уходить с данного рынка.

Особенность данного сектора экономики, которая должна быть положена в основу государственной политики,- высокая степень зависимости состояния малого предпринимательства от динамики макроэкономических показателей и факторов воздействия внешней среды. Те проблемы и трудности, которые крупные предприятия могут преодолеть, используя внутренние ресурсы и возможности экономического и политического влияния на внешнюю среду, представляют непосредственную угрозу существованию субъектов малого предпринимательства. При этом многие проблемы малых предприятий порождены именно недостатками государственной экономической политики в целом, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого предпринимательства. Среди них необходимо отметить:

  • ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления зарубежных поставщиков (кризис сбыта);
  • ориентацию экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизацию производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;
  • чрезмерную жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, приводящей к обострению проблем воспроизводства (недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития), и, как следствие, вынужденному бегству субъектов малого предпринимательства в "теневую экономику";
  • чрезмерный рост затрат субъектов малого предпринимательства на продукцию и услуги естественных монополий;
  • сохранение низкой инвестиционной активности и неразвитость рынка капитала и, как следствие, отсутствие условий для реализации производственного потенциала субъектов малого предпринимательства и развития их деятельности за счет привлекаемых финансовых ресурсов;

222

  • усиление региональной дифференциации экономики и "регионализацию" внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов ("регионального сепаратизма"), что приводит к неравным условиям развития субъектов малого предпринимательства в различных регионах;
  • омертвление научно-технического потенциала, кризис в реализации высокотехнологичных проектов с длительными сроками окупаемости и, как следствие, недостаточную поддержку инновационных проектов, предлагаемых субъектами малого предпринимательства для продвижения на рынок;
  • углубление структурного кризиса и рост числа убыточных предприятий в отраслях с высокой степенью обработки и, как следствие, обострение проблем эффективной (функциональной, технологической) кооперации субъектов малого предпринимательства в производственном цикле с крупными (средними) товаропроизводителями;
  • неразрешенность проблемы неплатежей и, как следствие, высокий предпринимательский риск субъектов малого предпринимательства, не обладающих запасом финансовой устойчивости;
  • неурегулированность и "непрозрачность" трудовых отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие выявление и решение социальных конфликтов на правовой основе, особенно в сфере малого предпринимательства;
  • неполноту и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможность стратегического планирования;
  • сохранение на практике неравного отношения отдельных органов власти и их должностных лиц к предприятиям различных форм собственности и размеров и, как следствие, дополнительные трудности субъектов малого предпринимательства при взаимодействии с этими органами (регистрация, лицензирование, сертификация, контроль).

223


1 Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М.: РАРМП, 1996. С. 11
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.