6.6. Принудительное разделение хозяйствующих субъектов
как метод демонополизации

В соответствии с Законом о конкуренции антимонопольный орган вправе принять решение о принудительном разделении коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, или о выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Законом предусмотрены две предпосылки для постановки вопроса о возможности и необходимости разделения (выделения):

  • доминирующее положение;
  • два или более нарушения антимонопольного законодательства.

В Законе нет уточнения, на каких рынках хозяйствующий субъект доминирует, а на каких нарушает антимонопольное законодательство. Это может быть один и тот же рынок, а могут быть и разные. Например, хозяйствующий субъект доминирует на рынке основной продукции, а нарушает законодательство по вспомогательному виду деятельности, причем в форме недобросовестной конкуренции, которая для наложения санкций не требует доминирования. Здесь наблюдается определенная непоследовательность законодательства. Логичнее было бы предположить, что наказание в виде разделения (выделения) наложено за неоднократное нарушение Закона на том рынке, где хозяйствующий субъект доминирует. По-видимому, в дальнейшем данная норма будет совершенствоваться.

Рациональная демонополизация в соответствии со ст. 19 - это разделение производственных активов субъекта монополии на имущественные комплексы, обладающие эффективной конфигурацией, чтобы образовавшиеся юридические лица были конкурентоспособны. В ст. 19 сформулированы следующие условия для принятия решения о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих

213

организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью:

  • 1) разделение или выделение из состава коммерческих организаций (или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью) одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений ведет к развитию конкуренции;
  • 2) имеется возможность организационного и территориального обособления выделенных структур;
  • 3) между структурными подразделениями отсутствует технологическая взаимосвязь, в частности, объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
  • 4) юридические лица, образованные в результате реорганизации, могут самостоятельно работать на рынках.

Первое условие означает, что вновь образованные структуры на рынке должны вступать в конкурентную борьбу с уже действующими там субъектами, поскольку основное условие развития конкуренции - это наличие на одном рынке нескольких независимых поставщиков. Следовательно, анализ выполнимости этого требования предполагает соответствующий анализ рынков по группам продукции, являющейся конечной для вновь образованного производства.

Если вновь образованные юридические лица не попадают в конкурентную среду рынка, т.е. первое условие разделения (выделения) не соблюдается, то цены на продукцию вновь образованного производства оказываются выше тех, которые были при прежней "материнской" структуре. Рост цен объясняется тем, что монополист, бывший ранее частью предприятия, теряет заинтересованность в реализации конечной продукции этого предприятия и обретает свободу в установлении нормы прибыли, не корректируемой конкуренцией.

Второе требование означает, что учет затрат, осуществление банковских операций, доставка комплектующих, сырья и материалов, хранение и отгрузка готовой продукции, технологические операции, социально-бытовое обслуживание работающих, охрана зданий и сооружений и т.д. могут осуществляться отдельно от той производственной структуры, которая осталась после выделения нового юридического лица. Гражданским кодексом Российской Федерации предоставлена достаточно широкая правовая основа для раздела имущества, позволяющая на законной основе поделить между собственниками все, даже непрерывное производство. Однако Закон о конкуренции выделяет возможность организационного и территориального обособления из всего поля возможных законных разделов

214

имущества юридических лиц. Иное решение может привести к организационной и экономической зависимости хозяйствующих субъектов, что не способствует развитию конкуренции.

Третье условие направлено на минимизацию отрицательных последствий для функционирования разделяемой компании, сохранение ее как хозяйствующего субъекта. Чем меньше взаимная обусловленность деятельности структурных подразделений, тем меньше нарушается организационная структура предприятия и меньше невосполнимые потери, связанные с реорганизацией. При принятии решения о разделении (выделении) невосполнимые потери необходимо учитывать и сопоставлять с возможной выгодой от выполнения этого решения.

Четвертое условие требует оценки уровня спроса на продукцию и барьеров входа на рынок для нового поставщика. Здесь следует обратить внимание на характер договоров и соглашений, регламентирующих приобретение сырья, комплектующих и материалов "материнской" фирмой и сбыт ее продукции. Заключенные на ряд лет, они могут содержать ограничения, которые не позволят новому юридическому лицу эффективно работать на рынке.

После того как решение о целесообразности разделения (выделения) юридического лица принято, необходимо проверить отношения между активами. Некоторые активы должны быть сохранены внутри "материнской" компании для использования эффекта экономии на масштабе производства, или преимуществ вертикальной интеграции. Другие отношения, которые до разделения (выделения) были внутренними, могут быть заменены рыночными без существенного ущерба для эффективности.

Каждое предприятие при разделении и выделении новых юридических лиц требует отдельного анализа правильности принятого решения. Хотя эта операция является радикальным средством увеличения числа поставщиков на рынке, она иногда может быть ненужной, например при низких барьерах входа на рынки для конкурентов других территорий. Если стоимость транспортировки мала и барьеры для импорта низки, то импортные поставщики смогут конкурировать с местными предприятиями, например, по следующим группам продукции: различные сорта стали, автомобили, крупные электрические генераторы и распределительное оборудование, продукты химического производства, в частности моющие средства и парфюмерия, продукты питания и т.п.

215

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.