6.5. Особенности региональной демонополизации

Развитие в регионах экономической реформы требует совершенствования нормативной правовой базы хозяйствования, а также структуры производства и условий реализации продукции, повышение производительности труда и конкурентоспособности товаропроизводителей в новых условиях федерализма и рыночной экономики. Кроме того, это предполагает также решение сопутствующих задач, возникающих в результате ломки старых производственных отношений и экономического кризиса.

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации действуют программные документы, включающие меры и (или) действия, стимулирующие развитие товарных рынков и конкуренции, демонополизацию экономики.

Программная деятельность по демонополизации и развитию конкуренции имеет разные организующие формы:

  • программы демонополизации и развития конкуренции на региональных (местных) товарных рынках;
  • планы, комплексы мер и мероприятий, утвержденные на уровне органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющиеся самостоятельным документом или разработанные в целях реализации программных документов;
  • отдельные разделы в программах и концепциях социально-экономического развития региона;

211

  • меры, направленные на развитие конкуренции, в рамках отраслевых программ, в том числе сферы жилищно-коммунального хозяйства;
  • меры, направленные на развитие конкуренции в целевых программах и проектах, действующих на территории региона;
  • программы поддержки и развития предпринимательства.

Процессы демонополизации региональной экономики начались с 1992 г., но массовый характер приняли в 1994 г., когда вышло постановление Правительства от 9 марта 1994 г. № 191, определившее цели, задачи, приоритеты и методы решения проблем демонополизации и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Программы, разработанные и принятые в субъектах Российской Федерации на период 1994 - 1995 гг., носили, как правило, концептуальный характер. Они отражали состояние региональной политики, формулировали задачи для деятельности органов исполнительной власти по созданию нормативно-правовой базы рыночных отношений, снижению уровня государственного и ведомственного монополизма, деконцентрации производства. Работы по демонополизации в большой степени были связаны с приватизацией государственного и муниципального имущества. В большинстве регионов эти программы в основном выполнены. Мероприятия, связанные с реконструкцией, технологическим обновлением, новым строительством за счет бюджетных ассигнований, выполнены не в полном объеме в связи с бюджетным дефицитом.

Программы 1996 - 1997 гг. отражают смену этапов реформы, снижение важности деконцентрации производства в связи с исчерпанием резервов приватизации и повышение актуальности предупреждения монополизации экономики в результате перераспределения прав собственности, а также снижения барьеров входа на рынки и развития конкурентных отношений.

Необходимо отметить благоприятный фон этого периода для решения проблем демонополизации экономики. С принятием закона "О естественных монополиях" необходимость реструктуризации и регулирования деятельности естественных монополий стала очевидной. Была сформулирована и принята рыночная среднесрочная программа Правительства Российской Федерации (постановление от 31 марта 1997 г. № 360). Расширяется сфера применения конкурентных начал в виде торгов, конкурсов и аукционов (Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305). Началась рыночная реформа жилищно-коммунального хозяйства (Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425, постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. № 621).

С принятием федеральной Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 гг. (постановление

212

Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 г. № 1613) и мероприятий по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 г. № 239) сформированы основные направления демонополизации экономики и развития конкуренции на ближайшую перспективу. Эти нормативные документы в большой степени определили содержание региональной конкурентной политики и практики.

213

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.