Демонополизация и развитие конкурентной среды
на рынках услуг связи

Большинство рынков услуг связи относятся к естественным монополиям (услуги общедоступной электрической и почтовой связи). Ограниченные возможности демонополизации в этой сфере компенсировались развитием сетей и повышением качества услуг до уровня наиболее развитых стран мира.

203

Программа демонополизации отрасли связи принята постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 878. С учетом специфики отрасли политика демонополизации и развития конкуренции в отрасли связи была направлена на решение следующих задач:

  • разработку законодательного и нормативного обеспечения процесса демонополизации и формирования конкурентоспособных рынков услуг связи;
  • создание механизма привлечения инвестиций и повышение эффективности их использования;
  • развитие предпринимательства в отрасли, в том числе малых предприятий;
  • насыщение рынка качественными услугами связи и создание системы равного доступа к сетям связи общего пользования в условиях конкуренции предприятий - производителей услуг;
  • защиту прав потребителей услуг связи. Начальный этап демонополизации отрасли включал:
  • разукрупнение единой монопольной структуры, разделение отрасли связи на почту, радиосвязь, радио- и телевещание, прочие виды электрической связи;
  • отказ от централизованной системы управления, изменение функций Министерства связи - отказ от обязанностей оператора связи и хозяйственной деятельности, реализация функций государственного регулирования в области связи, расширение самостоятельности региональных операторов связи;
  • разгосударствление, приватизацию имущества государственных предприятий электросвязи.

Если в 1993 г. на рынках отрасли работало 1176 хозяйствующих субъектов, в 1994 г. - 2869, то в 1995 г. - уже 7749. В акционерные общества преобразовано 124 предприятия связи, из них 92 предприятия электрической связи, причем контрольный пакет акций (составляющий 51% голосующих акций либо "золотой" акции) закреплен в федеральной собственности. Управление государственными пакетами акций является по существу элементом системы государственного контроля и регулирования отрасли в целом.

Характер отношений в отрасли претерпел серьезные изменения. На рынках услуг связи, наряду с естественной монополией, наблюдается жесткая конкурентная борьба и постепенное расширение границ конкуренции, как, например, в области передачи данных, подвижной связи.

Для данного этапа характерно совершенствование рыночных отношений в телекоммуникационном комплексе, наличие возможностей для притока капитала, развития конкуренции, формирования малого и среднего предпринимательства, а в конечном итоге - создания основы интенсивного развития отрасли связи на базе новейших достижений науки и техники. Указанные преобразования привели к значительному увеличению объемов предоставляемых потребителям услуг связи, расширению видов услуг и улучшению их качества, причем нетрадиционные услуги по своим потребительским свойствам во многих случаях соответствуют мировому уровню.

В процессе реализации программы демонополизации введены в действие или подготовлены свыше 20 законодательных актов и нормативных документов, обеспечивающих формирование конкурентной среды на рынках услуг связи. В основном с учетом выполнения соответствующих программ процесс демонополизации рынков связи перешел в стадию нормального развития отрасли в рыночных условиях.

За годы реформ на российском рынке появилось несколько десятков видов новых услуг сотовой, пейджинговой, транкинговой связи, сетей передачи данных, документальной электросвязи, мультимедиа, непосредственного вещания через спутник и др. Наиболее успешно развивается конкуренция именно на этих рынках, так как услуги общедоступной электрической и почтовой связи являются естественными монополиями.

204

Проведены следующие основные мероприятия по устранению препятствий развитию конкуренции на рынках услуг связи:

  • Правительством Российской Федерации утверждены Правила присоединения ведомственных и выделенных сетей связи к сетям электросвязи общего пользования, в которых определен порядок сопряжения сетей связи и условия подключения пользователей и операторов связи на недискриминационной основе;
  • разработано Положение по организационно-техническому взаимодействию телефонных сетей связи на территории Российской Федерации независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;
  • изысканы и высвобождены новые полосы частот для гражданских целей, разработаны и впервые опубликованы в открытой печати таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, а также Положение о порядке выделения полос (номиналов) радиочастот для разработки и производства в Российской Федерации и ввоза из-за границы в Российской Федерации радиоэлектронных средств всех назначений;
  • усовершенствована система лицензирования деятельности по предоставлению услуг связи, в частности определены принципы и условия проведения конкурса на право получения лицензий по предоставлению современных услуг связи.

205

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.