6.4. Решение задач отраслевой демонополизации

Проблемы и специфику решения задач демонополизации применительно к конкретным товарным рынкам можно понять лишь на основе анализа фактических материалов. В качестве примеров приведены данные о демонополизации строительного комплекса и рынков услуг связи, а также выдержки из программы демонополизации и развития конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг.

Демонополизация и развитие конкурентной среды
на рынках строительного комплекса

Программа демонополизации и развития конкуренции на рынках продукции строительного комплекса на 1994 - 1995 гг. была направлена на решение следующих задач:

  • демонополизация в процессе приватизации;
  • развитие малого предпринимательства;
  • внедрение конкурентных принципов распределения ресурсов;
  • формирование конкурентоспособных субъектов рынка;
  • информационное обеспечение рынка;
  • обучение и повышение квалификации.

В 1997 г. практически завершен первый и основной этап демонополизации рынков строительного комплекса, особенности которого были связаны с процессом разгосударствления и приватизации государственного имущества.

Доля негосударственного сектора в объеме выполненных подрядных работ в 1997 г. достигла 87%. В промышленности строительных материалов практически весь объем продукции производится негосударственными предприятиями, что способствует созданию достаточной конкурентной среды в отрасли.

Число субъектов рынка строительного комплекса превысило 150 тыс. организаций и предприятий, в том числе 128 тыс. подрядных фирм, свыше 14 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 10 тыс. проектно-изыскательских организаций различных форм собственности, число малых предприятий достигло 142 тыс.

202

Появление большого числа новых хозяйствующих субъектов в строительстве усиливает конкуренцию, стимулирует рыночную активность предприятий, а также вбирает недоиспользуемые и высвобождаемые ресурсы (основные фонды, рабочую силу), что повышает эффективность использования производственного потенциала отрасли и снижает остроту ряда социальных проблем.

На рынках строительного комплекса сформирована и эффективно действует система конкурсного распределения заказов. Если за 1993 - 1996 гг. было проведено около 2100 торгов на подрядные работы, в том числе 200 международных, то за один только 1997 г. проведено 2228 торгов.

Для повышения конкурентоспособности отечественного производства проводится техническое перевооружение промышленности строительных материалов и строительной индустрии.

За 1994 - 1996 гг. переведены на новые технологии и реконструированы 150 предприятий, введено в действие около 40 предприятий, выпускающих высокоэффективную и конкурентоспособную продукцию. В 1997 г. введено в эксплуатацию более 70 производств и объектов.

В развитии промышленности строительных материалов активно участвуют иностранные фирмы и компании.

В 1996 - 1997 гг. в России зарегистрировано более 250 лизинговых компаний, из которых 10 специализируются на операциях со строительно-дорожными машинами и технологическим автотранспортом. В перспективе строительство может занять одно из первых мест по объему инвестирования на основе лизинга среди отраслей производственной сферы.

Вместе с тем в результате роста цен и жесткой налоговой политики некоторые малые предприятия не справляются с трудностями и уходят из строительства в более прибыльные секторы экономики.

Для повышения информированности участников инвестиционной деятельности организована регулярная публикация материалов о производителях и номенклатуре строительной продукции и услуг, уровне цен по ряду регионов, объявлений о проведении торгов, аукционов, рекламных объявлений, важнейших нормативных документов, как в массовых, так и в ведомственных изданиях.

Вопросы демонополизации и развития конкуренции на рынках продукции строительного комплекса входили составной частью в учебные программы семинаров по организации проведения подрядных торгов, при изучении вопросов ценообразования, налогообложения, энергосбережения, совершенствования сметного дела, правового обеспечения производственной деятельности.

На федеральном рынке строительного комплекса монополизма практически нет, чего нельзя сказать о ряде регионов. Чаще всего локальный или региональный монополизм имеет остаточный характер. Он вызван плохой экономической конъюнктурой для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов.

Основными проблемами, сдерживающими формирование рыночных отношений в строительном комплексе, остаются недостаточная инвестиционная активность и высокие транспортные тарифы.

203

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru