6.2. Основные направления работ по демонополизации
экономики в России

Увеличение числа субъектов и оптимизация структуры рынков могут происходить под воздействием экономических регуляторов при дополнительном стимулировании государством. Регулирующая роль государства в лице федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления имеет большое значение в переходной экономике.

Закон о конкуренции содержит нормы, позволяющие непосредственно влиять на структуру товарных рынков и антимонопольным органам. Статья 16 обязывает эти органы содействовать развитию товарных рынков и конкуренции на них, принимать участие в реализации программ демонополизации, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, а ст. 19 дает им право разделять (разукрупнять) организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Процессы демонополизации и развития конкуренции в России характеризуются рядом специфических черт, уникальных с точки зрения мирового опыта по масштабности, сложности и нетрадиционности стоящих задач. До недавнего прошлого отечественная экономика была сверхмонополизированной. Уровень ее монополизации определялся господством государственной формы собственности (кооперативно-колхозной в сфере агропромышленного комплекса) и распределительных принципов удовлетворения потребностей. В отсутствие конкурентной борьбы сформировалась не только сверхмонополизированная, но и сверхконцентрированная экономика, для которой были характерны не только крупные по объемам производства предприятия, но и их незначительное количество в отрасли. Например, к началу 90-х годов в машиностроении, металлургии, химико-лесном и строительном производствах свыше половины ассортиментных позиций изготовлялись на трех и менее предприятиях, а в машиностроении только на одном предприятии выпускалось 87% из 5815 наименований продукции, что свидетельствует о высоком уровне как концентрации, так и специализации производства.

В таких условиях переход к рынку был связан со сменой собственника и масштабной приватизацией, а переход к конкурентному рынку требовал специальных мер по увеличению числа субъектов рынка. В определенной мере этому способствовали процессы приватизации, а также проведение государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции, включающей такие макроэкономические меры, как либерализация цен, открытие внутреннего рынка для импортных товаров, снятие барьеров для вывоза продукции, создание институциональных

197

условий для развития малого предпринимательства, формирование правового поля рыночных отношений и др. Одновременно в рамках отраслевых и региональных программ демонополизации, а также в ходе правовой практики в соответствии с Законом о конкуренции осуществлялись меры микроэкономического характера, привязанные к конкретному предприятию и рынку.

Экономический кризис, сопровождающийся инфляцией, банкротством предприятий и банков, сокращением спроса, предложения и сферы денежного обращения (переход к бартеру), а также другими негативными для экономики последствиями, в переходный период сужает поле рыночных отношений. Однако можно констатировать, что государством были созданы необратимые условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках: обеспечение конституционных гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; равноправие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, принятие важнейших законов, организующих экономическую деятельность в условиях рынка; снижение доли государственного сектора в экономике, сокращение сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, либерализация цен и внешнеэкономической деятельности. Под влиянием кризиса меняется структура рынков, но многие из них несмотря на кризис остаются конкурентными, например рынки мяса, молока, хлеба, бумаги (кроме офсетной), цемента и др.

Основные положения государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках нашли свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. № 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)". В постановлении определены цели, приоритеты и организационные принципы государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации. Постановление:

  • определило демонополизацию экономики как проблему общенационального уровня;
  • утвердило широкий круг исполнителей работ по программе с включением в него органов исполнительной власти всех уровней, а также организационные структуры для решения задач демонополизации экономики в виде Межведомственной комиссии по конкурентной политике и аналогичных комиссий в большинстве субъектов Российской Федерации;

198

  • установило обязательность разработки и реализации отраслевых и региональных программ в качестве основных организационных форм демонополизации.

Реализация этого постановления позволила:

  • разработать и организовать выполнение ряда отраслевых программ демонополизации товарных рынков строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, связи, машиностроения, оборонного комплекса, в сфере торговли, печати, на транспорте (кроме железнодорожного), металлургии, деревообрабатывающего и агропромышленного комплексов и рыбном хозяйстве, в химии и нефтехимии;
  • разработать и выполнить программы по демонополизации экономики и развитию конкуренции на региональных (местных) товарных рынках в большинстве субъектов Российской Федерации;
  • создать правовую и нормативную базу демонополизации;
  • исключить из уставов концернов и других объединений, созданных на базе бывших министерств и ведомств, властно-распорядительные функции по отношению к входящим в них предприятиям;
  • расширить и усовершенствовать информационно-статистическую базу контроля и регулирования процессов демонополизации на товарных рынках;
  • ввести в ряде средних специальных и высших учебных заведений дисциплины по изучению конкурентного права для подготовки специалистов, в том числе для сферы государственной службы.

На сегодняшний день приоритетными направлениями демонополизации становятся:

  • противодействие созданию новых монопольных структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов, усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией;
  • обеспечение равных возможностей хозяйствования на товарных рынках, в том числе путем правовой регламентации порядка и процедуры предоставления лицензий в сфере природопользования, предоставления отдельным хозяйствующим субъектам и регионам государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ, развития конкурсных принципов и соблюдения антимонопольных требований при размещении государственных заказов и поставок продукции для государственных нужд;
  • демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой степенью концентрации, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки хозяйствующих субъектов.

199

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. № 191 эти задачи решаются в рамках отраслевых и региональных программ, а также мероприятий по деконцентрации отдельных товарных рынков и снижению уровня ведомственного монополизма. Анализ итогов реализации этого постановления показал, что программно-целевой подход, использование методов программной координации процесса перехода от централизованной системы экономики к рыночной в целом и в большей части сегментов рынка дал положительные результаты.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 г. № 239 "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 гг." выдвинуло новую концепцию работ по демонополизации и формированию конкурентной среды на товарных рынках. Новая концепция, во-первых, акцентирует внимание на деконцентрации не только региональных, но и межрегиональных товарных рынков; во-вторых, определяет конкретные объекты работ, содержит список товарных рынков, обязательных для исследования и проведения работ по развитию конкуренции; в-третьих, указывает новые направления внедрения конкурентных начал и создания равных базовых условий хозяйствования (государственная помощь хозяйствующим субъектам и регионам); в-четвертых, повышает ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за проведение политики демонополизации, развития товарных рынков и конкуренции.

200

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.