Глава 6
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6.1. Определение и исходные положения

Демонополизация как экономический процесс означает, что на определенном монополизированном товарном рынке появляются новые, независимые друг от друга поставщики продукции, активно влияющие на процессы установления цен на этом рынке.

Первое условие возникновения и фактор развития конкуренции на этом рынке - наличие на рынке не одного поставщика.

Вторым условием и фактором развития конкуренции является наличие одинаковой мотивации деятельности нескольких поставщиков на одном рынке, которые стремятся получать максимальную прибыль. Такая мотивация определяется социально-экономическим условиями формирования менталитета предпринимателей, национальным характером, другими условиями, влияющими на типовое поведение субъекта рыночных отношений.

Третье условие и фактор развития конкуренции состоит в наличии возможности реализовать побудительные мотивы деятельности. Иными словами, поставщик должен иметь финансовые ресурсы для обеспечения деятельности, доступ к инфраструктуре рынка и т.д.- все то, что создает необходимые организационные и экономические предпосылки для осуществления поставок продукции, если выполняется четвертое условие возникновения и фактор развития конкуренции - спрос на товары рассматриваемой группы.

Мировой опыт свидетельствует о более высокой эффективности рыночной экономики по сравнению с системой государственного монополизма, при которой государственный характер собственности поддерживается всей силой государственной власти. Более того, рыночная экономика позволяет реализовать больше возможностей большего количества людей.

Рассмотрим первое условие возникновения конкуренции - переход от монопольной структуры рынка к немонопольной и связанные с этим процессы. Остальные условия: наличие мотивации деятельности на рынке, возможности ее реализации, спрос на рассматриваемую продукцию - предполагаются реализуемыми. Иначе демонополизация теряет смысл и содержание, поскольку только совместное действие перечисленных условий (факторов) приводит к конкурентному рынку.

Для переходной экономики целевая установка перехода к рынку - это демонополизация и развитие конкуренции. Если числа независимых

195

поставщиков на рынке достаточно для формирования конкурентных отношений, рынок является потенциально конкурентным и не требует специальных мер для демонополизации. Здесь уместно упомянуть о возможности саморазвития конкуренции при разгосударствлении и увеличении числа рыночных агентов - тезис, имевший хождение на этапе ваучерной приватизации. Тогда предполагалось, что достаточно только увеличить число субъектов рынка, а дальше рынок все сделает сам. Это действительно так, если число субъектов возросло на одном товарном рынке, т.е. произошла именно демонополизация, и если выполнялись перечисленные условия (факторы), что в тот период имело место не для всех сегментов рынка, не на всех рынках.

Наполнение рынка поставщиками и товарами может происходить различными путями. Число субъектов рынка можно фактически увеличить за больший или меньший интервал вследствие:

  • распада "материнской" компании с выделением экономически независимых друг от друга и от "материнской" компании хозяйствующих субъектов одного рынка;
  • расширения границ реализации продукции и входа на рассматриваемый товарный рынок хозяйствующих субъектов с товарами той же группы, произведенными в других регионах или за рубежом (для Москвы характерным примером может служить реализация молочной продукции из Эстонии, Украины, Обнинска, Калуги, Можайска, яиц, котлет и пельменей из Санкт-Петербурга, трикотажа из Италии, Германии, Белоруссии, Латвии, креветок с Аляски и т.д.);
  • расширения географических границ товарных рынков с реализацией возможности для покупателей выбора среди большего количества товаров и продавцов, например, путем заказа товаров по телефону от фирм, расположенных в других городах и странах, приобретения бензина по пути следования машины, организации межрегиональной оптовой торговли;
  • перепрофилирования действующих предприятий на выпуск продукции, пользующейся спросом, в том числе конверсии предприятий военно-промышленного комплекса;
  • развития малого предпринимательства с входом новых субъектов на соответствующие товарные рынки;
  • создания конкурирующих производств путем нового строительства;
  • снижения правовых, организационных, административных, экономических, экологических и прочих барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов.

Реализация различных путей демонополизации зависит от реальных политических и экономических условий на данном этапе развития экономики.

196

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru