Экономические доводы в пользу "рыночной системы" (свободного предпринимательства) состоят в том, что механизмы действия этой системы позволяют ей решать, что именно будет производиться, как будут распределяться ресурсы в процессе производства и кому будут проданы товары. Эта система предполагает, что решение потребителей покупать или нет соответствующий товар определяет номенклатуру и объем произведенной продукции, а конкуренция позволяет выбрать из множества потенциальных производителей (продавцов) тех, кто предложит продукцию соответствующего качества по минимальной цене.
Известно, что конкуренция заставляет хозяйствующих субъектов делать то, что хотят потребители и за что они готовы платить. В результате повышается эффективность распределения ресурсов. Способствуя минимизации издержек производства товаров и услуг, конкуренция повышает эффективность производства. Вознаграждая новаторство, она стимулирует прогресс. Таким образом, конкуренция максимизирует благосостояние как конкретного потребителя, так и всего общества в целом.
Законодательство, регулирующее отношения в сфере конкуренции, направлено на поддержание конкуренции, которая заставляет производителей удовлетворять запросы потребителей по самым низким ценам и при минимальном использовании ресурсов. Оно призвано максимально содействовать сближению реальности некоторых форм частного управления (например, соглашений между конкурентами о фиксировании цены выше конкурентного уровня) и идеалов конкуренции.
Вместе с тем там, где существует конкуренция, возможны акты недобросовестной конкуренции. Это явление известно во всех странах, независимо от того, как давно в них существует "рыночная система".
В экономическом состязании победителем должен быть хозяйствующий субъект, предлагающий наиболее полезную и эффективную продукцию на самых выгодных и приемлемых для потребителя условиях. Такой результат может быть достигнут, если все хозяйствующие субъекты, как в спортивном соревновании, соблюдают определенные правила, но, как и в спорте, может возникнуть искушение пренебречь ими.
Нарушение основных правил экономического состязания может принимать различные формы - от прямых нападок на конкурента до обмана "арбитра", функции которого обычно выполняет потребитель. Однако с усложнением экономической ситуации такая роль потребителя становится менее значимой, так как он зачастую не способен самостоятельно распознать акт недобросовестной конкуренции. Поэтому именно потребитель,
189
а вместе с ним и честный конкурент нуждаются в защите от недобросовестной конкуренции. Эта защита должна предоставляться независимо от форм нарушений, так как предупреждение и пресечение любой формы недобросовестной конкуренции служит интересам не только потребителя и честного предпринимателя, но и общества в целом.
Один из способов борьбы с недобросовестной конкуренцией - регулирование самими хозяйствующими субъектами своей деятельности - саморегулирование. Однако саморегулирование не может обеспечить достаточной защиты и должно дополняться системой правового регулирования.
Правовые нормы, регулирующие предупреждение и пресечение ограничительной деловой практики, и нормы, регулирующие предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, взаимосвязаны: и те и другие должны обеспечить эффективное функционирование рыночной экономики. Это достигается в первом случае путем охраны свободы конкуренции, без ограничений в торговле и превышения экономической власти, а во втором - путем обеспечения добросовестного ведения конкурентной борьбы, соблюдения всеми хозяйствующими субъектами одинаковых правил "игры".
Экономические последствия недобросовестной конкуренции, в большинстве случаев выраженные не столь явно, как экономические последствия монополистической деятельности, связаны с ухудшением "качества" конкуренции и, как результат, со снижением ее эффективности.
Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию, рассматривая ее как один из аспектов деятельности, негативно влияющей на конкуренцию и направленной на ограничение конкуренции на товарных рынках. В ряде случаев недобросовестная конкуренция имеет своей целью захват монопольного положения в какой-либо сфере коммерческой деятельности или в каком-либо регионе (например, при недобросовестной дискредитации конкурента). В других случаях акты недобросовестной конкуренции, вводя потребителей в заблуждение относительно характеристик товара, оказывают негативное влияние на конкуренцию, поскольку потребитель принимает решение о покупке товара данного производителя (или у данного продавца) под влиянием утверждений, не соответствующих действительности, а недобросовестный хозяйствующий субъект получает необоснованные преимущества перед честным конкурентом. Запрет недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением исключительных прав или "коммерческим шпионажем", направлен не только на защиту законных интересов хозяйствующих субъектов, но, в частности, и на стимулирование прогресса в интересах общества в целом.
190
Согласно определению, приведенному в ст. 4 Закона о конкуренции, для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции необходимо и достаточно выполнение трех условий:
- действия должны быть направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
- действия должны противоречить требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, разумности и справедливости;
- действия должны причинить или должны быть способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести или быть способными нанести ущерб их деловой репутации.
Нормы "добропорядочности" или "справедливости" в конкуренции есть не что иное, как отражение социальных, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны. Кроме того, такие нормы могут меняться со временем. Однако это не означает, что общее определение недобросовестной конкуренции малоэффективно для объективной оценки недобросовестного поведения на рынке. Напротив, существует ряд параметров, которые позволяют четко установить, какая практика может рассматриваться в качестве "добросовестной", а какая - "недобросовестной". Например, к общепризнанным чертам недобросовестного коммерческого поведения следует отнести попытки предпринимателя добиться успеха в конкуренции не за счет своих собственных достижений, а за счет неправомерного использования каких-либо положительных результатов деятельности другого лица или оказания влияния на потребительский спрос ложными либо вводящими в заблуждение утверждениями. С точки зрения добросовестности практика использования такого рода методов изначально является сомнительной.
191