Важной сферой антимонопольного регулирования является непосредственный контроль за монополистической деятельностью и ограничением конкуренции на рынке страховых услуг. Необходимой мерой при этом выступает
179
предоставление страхователям права выбора любой коммерческой страховой компании, что способствует созданию условий конкуренции на страховом рынке. Антимонопольное регулирование предопределяет необходимость проведения анализа страхового рынка, в процессе которого необходимо решить ряд проблем, прежде всего связанных с установлением географических границ и емкости страхового рынка, конкретных долей страховых компаний на федеральном и локальных страховых рынках.
Исследование отечественного страхового рынка, а также опыт стран ЕС и США в данной области показали, что на страховом рынке может доминировать компания, занимающая 20% его. Конечно, при согласованных действиях на рынке страховых компаний влияние на рынок конкретной страховой компании значительно усиливается. Поэтому недостаточно использовать только термин "доминирование на рынке". Целесообразно при анализе слияний компаний и приобретений акций и долей страховщиками установить некий "порог", например 15% доли конкретной компании на рынке. С этого "порога" в обязательном порядке инициируется более тщательный антимонопольный контроль.
Географические границы рынков страховых услуг определяются местом их предоставления. Каждому региону соответствует своя локальная емкость рынка страховых услуг, которая рассчитывается как сумма страховых премий по определенному виду страхования независимо от места расположения страхователя за фиксированный отрезок времени - месяц, квартал, полугодие, год. Такой подход к емкости рынка обусловлен тем, что сложившаяся практика формирования страхового тарифа, а также определение условий страхования связаны с местом нахождения страховой компании или ее филиала (дочерней компании). Новые страховые компании, как правило, образуются для удовлетворения потребностей конкретных клиентов в конкретных регионах. Наибольшая сосредоточенность страховщиков на протяжении последних трех лет наблюдается в Московском регионе - более 300 страховых компаний. Достаточно быстро шло формирование страховых компаний в крупнейших регионах России: Нижнем Новгороде, Ростовской области, Краснодарском и Красноярском краях, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и ряде других.
Количественно объем страхового рынка характеризуется общим объемом страховых премий (взносов), собранных на данном рынке всеми страховщиками, в стоимостном выражении. При этом следует различать общий объем премий по всем видам страхования и по отдельным его видам.
Доля отдельной страховой компании на федеральном или локальном страховом рынке определяется как отношение объема ее страховых премий к общему объему страховых премий всех страховщиков в установленных границах рынка страховых услуг.
180
По российским нормам весь страховой бизнес можно разделить на четыре направления: личное страхование - страхование жизни, от несчастных случаев, медицинское страхование и ряд других; страхование имущества, принадлежащего гражданам, хозяйственным организациям и предпринимательским структурам, грузов, транспорта и др.; страхование ответственности - страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и других источников повышенной опасности, заемщиков за непогашение кредитов, страхование профессиональной ответственности и ряд других; обязательное страхование - как личное и имущественное, так и страхование ответственности, порядок проведения которого устанавливается законодательством Российской Федерации.
При необходимости детализации исследование рынка проводится по всем видам страховой деятельности. Например, при детализации рынка личного страхования целесообразно анализировать рынок страхования жизни, страхования от несчастных случаев и болезней, а также медицинского страхования, выделяя виды обязательного страхования.
Доля компании по отдельным видам страхования определяется как отношение объема премий страховой компании по отдельным видам страхования ко всему объему страхового рынка по отдельным видам страхования.
В антимонопольном регулировании важна оценка влияния групп страховых компаний, связанных между собой имущественным контролем, в том числе и с банками, инвестиционными компаниями и различными предприятиями товарного рынка. При этом необходимо учитывать возможность принадлежности страховой компании к группе лиц, контролирующих имущество друг друга. Так как экономическое поведение такой группы может быть подчинено единым целям, доли страховщиков, входящих в состав этой группы лиц и функционирующих на одном и том же страховом рынке, необходимо суммировать. Это позволит оценить реальный страховой рынок с большей точностью.
Емкость страхового рынка целесообразно устанавливать по месту предоставления страховой компанией услуг независимо от ее места нахождения. Например, если страховая компания предоставляет услуги через сеть своих филиалов, то емкость страхового рынка включает объем страховых премий, собранных только действующими на этом рынке участниками, включая неюридические лица, т.е. филиалы. Иначе говоря, для анализа емкости местного страхового рынка важно определить число участников. При этом из консолидированного баланса страховой компании, действующей на этом рынке, необходимо выделять данные о премиях, собранных ее филиалами, предоставляющими страховые услуги на другом местном рынке. И, наоборот, при функционировании на местном рынке филиалов страховых компаний, расположенных на другом локальном рынке, из
181
консолидированного баланса компании следует извлекать информацию о премиях, собранных филиалом, и суммировать эти данные с премиями остальных участников местного страхового рынка как по отдельным видам, так и в целом по всем видам страхования.
Такой подход к расчету емкости местных страховых рынков позволяет избежать двойного учета премий, собранных страховщиками на разных страховых рынках, а также реально отражать уровень конкуренции на этих рынках.
Анализ отечественного страхового рынка (табл. 1 - 4) показывает, что российский страховой рынок характеризуется высокой степенью концентрации.
Таблица 1. Федеральный рынок
обязательного страхования
Доля на рынке, % |
Число страховых компаний |
Суммарная доля в рейтинге, % |
До 5 |
15 |
24,9 |
От 5 до 10 |
5 |
37,8 |
Свыше 10 |
3 |
37,3 |
Таблица 2. Федеральный рынок личного
добровольного страхования
Доля на рынке, % |
Число страховых компаний |
Суммарная доля в рейтинге, % |
До 5 |
67 |
62,3 |
От 5 до 10 |
2 |
13,5 |
Свыше 10 |
2 |
24,2 |
Таблица 3. Федеральный рынок добровольного
страхования имущества
Доля на рынке, % |
Число страховых компаний |
Суммарная доля в рейтинге, % |
До 5 |
47 |
56,9 |
От 5 до 10 |
1 |
5,9 |
Свыше 10 |
2 |
37,2 |
Таблица 4. Федеральный рынок добровольного
страхования ответственности
Доля на рынке, % |
Число страховых кампаний |
Суммарная доля в рейтинге, % |
До 5 |
65 |
16,5 |
От 5 до 10 |
1 |
8,15 |
Свыше 10 |
5 |
75,4 |
Процессы концентрации на российском страховом рынке помимо общих тенденций развития страхового дела, обусловленных замкнутым характером перераспределительных отношений в страховании и раскладке ущерба во времени и в пространстве, связаны со всей совокупностью производительных сил и производственных отношений. Фактически абсолютное отсутствие в этом секторе экономики рыночных отношений вплоть до 1992 г. было объективной предпосылкой формирования именно той олигополистической структуры страхового рынка, какую мы наблюдаем в настоящее время. Единоличное существование Росгосстраха во внутреннем пространстве России предопределило такие основные проблемы, как крайний дефицит профессионалов в страховании, отсутствие накопительной информации, столь необходимой для расчета страховых тарифов,
182
преодолеть которые не в состоянии мелкие и средние страховые компании.
Подавляющее большинство страховых компаний на федеральном страховом рынке России имеет долю менее 1 %, что косвенно характеризует их неустойчивое положение. Однако этот вывод не столь однозначен, поскольку подобные компании активно действуют на некоторых местных и региональных рынках. Вместе с тем особенности развития российского страхового рынка, а также сложившиеся приоритеты страхователей в пользу известных крупных страховых компаний, таких как "Росгосстрах", "Ингосстрах", "АСКО", "РОСНО" и т.п., определяют, как правило, и на региональных рынках лидирующее положение. Существование обширного числа мелких и средних компаний, доля которых на страховом рынке столь незначительна, в некоторой степени можно объяснить тем, что часть компаний, имеющих лицензию на проведение страховых операций, практически малоактивны на этом рынке.
Относительно высокая доля каждой из крупных страховых компаний на федеральном страховом рынке нередко позволяет им нарушать интересы страхователей и конкурентов, а также ограничивать вхождение на рынок альтернативных страховых структур.
183