5.3. Стратегические меры по развитию конкуренции

Учитывая объективно присущее любому хозяйствующему субъекту стремление к монополизации и доминированию, расширению своего присутствия на рынке и получению максимальной прибыли, нетрудно понять, что невозможно сформировать конкурентные рыночные отношения только под воздействием рыночных сил и макроэкономических преобразований. Для перехода от высококонцентрированной государственной экономики к конкурентной недостаточно только ввести свободные цены, передать предприятия в частную собственность и децентрализовать управление. Необходимо реализовать комплекс мер государственного воздействия на состояние экономики и поведение действующих на рынке хозяйствующих

126

субъектов для того, чтобы развить и поддержать конкуренцию. Совокупность этих мер составляет государственную конкурентную политику.

В наиболее концентрированном виде общие направления государственной конкурентной политики сформулированы в Законе о конкуренции, где определены основные задачи федерального антимонопольного органа (т.е. органа, реализующего данную политику): содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Таким образом, развитие конкуренции и предпринимательства рассматриваются законом не как самоцель, а как способ создания подлинно рыночных отношений в экономике Российской Федерации.

Стратегические задачи государственной антимонопольной политики в наиболее систематизированном виде были отражены в среднесрочной программе социально-экономического развития страны на период до 2000 г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360. Программа определила конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации.

Совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования:

  • ввести процедуру нотификации для получения информации о соглашениях (согласованных действиях) между хозяйствующими субъектами, направленных на раздел рынка, ценовой сговор, создание препятствий для входа на рынок конкурентов;
  • усилить действенность предварительного государственного контроля за созданием новых монополизированных структур в результате слияния, присоединения коммерческих организаций, создания объединений коммерческих организаций, в том числе финансово-промышленных групп (ФПГ), а также за приобретением крупных пакетов акций (долей, вкладов) хозяйственных обществ и товариществ, в том числе на вторичном рынке;
  • обеспечить соблюдение установленных законодательством принципов антимонопольного контроля в финансовом секторе и при проведении конкурсов, торгов и аукционов, в том числе при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд;
  • усилить контроль действий органов власти, направленных на незаконное ограничение свободы предпринимательской деятельности, затруднение перемещения товаров и капитала на всей территории Российской Федерации;

127

  • скоординировать деятельность органов исполнительной власти в части реализации государственной конкурентной политики и регулирования естественных монополий, в том числе в процессе приватизации, при осуществлении процедур банкротства и санации убыточных предприятий, при регистрации операций на вторичном рынке корпоративных ценных бумаг, при рассмотрении учредительных документов коммерческих организаций и их объединений, в том числе ФПГ;
  • усовершенствовать процедуру рассмотрения дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства для обеспечения гласности и публичности правоприменительной практики и защиты интересов хозяйствующих субъектов и граждан.

Противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией:

  • предварительно рассматривать проекты ФПГ и предложения по оказанию им мер государственной поддержки;
  • участвовать работникам антимонопольных органов в качестве представителей государства в органах управления крупнейших российских компаний;
  • совершенствовать механизм предварительного государственного контроля за интеграционными процессами, активизировать последующий контроль выполнения хозяйствующими субъектами требований и условий, при которых антимонопольные органы дают согласие на совершение тех или иных сделок;
  • оценивать последствия для состояния конкуренции на внутреннем рынке фактов приобретения контроля российских предприятий иностранными конкурентами;
  • совершенствовать антимонопольное законодательство, в том числе при определении аффилированных лиц;

Распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг:

  • сформировать соответствующую законодательную и правовую базу по введению антимонопольного регулирования на рынках банковских и страховых услуг, а также ценных бумаг, приняв Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и организовав его практическое применение.

Усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:

  • применять меры ограничения монополистической деятельности и развития конкуренции, предусмотренные антимонопольным законодательством;
  • налаживать деловые взаимоотношения с соответствующими органами государственного регулирования естественных монополий.

128

Разработка и реализация государственной политики демонополизации:

  • развивать процессы демонополизации, стимулируя инвестиционную деятельность и устраняя барьеры входа на рынки хозяйствующих субъектов;
  • организовать работу по федеральным, отраслевым и региональным программам демонополизации экономики и развития конкуренции;
  • обеспечивать равные возможности хозяйствования на товарных рынках, в том числе путем экономически оправданного нивелирования экономико-географических различий в условиях хозяйственной деятельности, предоставления равных прав пользования природными ресурсами, снижения административных и экономических барьеров для развития конкуренции и входа на рынки новых хозяйствующих субъектов;
  • развивать инфраструктуру товарных рынков, в том числе альтернативных потребительской кооперации видов торговли в сельской местности, фирменной торговли и сервисной сети товаропроизводителей, муниципальной торговли товарами повседневного спроса;
  • повышать конкурентоспособность социально значимой отечественной продукции, а также продукции, имеющей существенное значение для экономической безопасности страны;
  • контролировать влияние импорта на развитие конкуренции на внутренних товарных рынках и обоснованно защищать внутренний рынок от демпинга.

Преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:

  • использовать предусмотренное ст. 7 и 8 Закона о конкуренции регулирование, которое ставит деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления под контроль антимонопольных органов;
  • усиливать правовую регламентацию вопросов лицензирования, предоставление государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам и регионам;
  • развивать конкурсные принципы и антимонопольные требования при пользовании ограниченными ресурсами (в том числе природными), распределении государственных заказов и организации поставок для государственных нужд;
  • усиливать контроль антимонопольными органами соблюдения условий конкурсного отбора поставщиков продукции для государственных нужд.

Применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных товаропроизводителей:

  • участвовать в подготовке к введению мер тарифного и нетарифного регулирования экпортно-импортных операций, оценивать их последствия с позиций воздействия на состояние конкуренции на внутреннем рынке и перспектив конкурентоспособности отечественных производителей;

129

  • участвовать в разработке правил и процедур предварительного уведомления о всех действующих и намечаемых программах предоставления государственной помощи с учетом международных требований.

Охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в данной области:

  • применять меры антимонопольного воздействия для защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции;
  • сформировать систему мер предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции в сфере применения объектов интеллектуальной собственности;
  • совершенствовать законодательство по обеспечению защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности, в том числе обеспечить гармонизацию законодательства Российской Федерации и стран СНГ, а также стран-членов ЕС и ВТО;
  • обеспечить координацию действий федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций, осуществляющих охрану исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов:

  • согласовывать цели, задачи и меры демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптации конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество;
  • укреплять договорно-правовую базу, предусматривающую применение норм прямого действия к нарушителям законодательства в сфере антимонопольной политики и защиты прав потребителей на территории государств-участников СНГ;
  • расширять международное сотрудничество с соответствующими правительственными органами зарубежных стран и международными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 г. № 239 "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 гг." определены задачи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выдвинута новая концепция демонополизации и формирования конкурентной среды на

130

товарных рынках. Новая концепция акцентирует внимание на деконцентрации не только региональных, но и межрегиональных товарных рынков, указывает конкретные объекты работ, новые направления внедрения конкурентных начал в создании базовых условий хозяйствования (в том числе государственная помощь хозяйствующим субъектам и регионам), повышает ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за развитие конкуренции на товарных рынках.

Многие из этих направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой деятельности. В существенном улучшении нуждается судебная система, чтобы она эффективно защищала права частной собственности и помогала разрешению хозяйственных споров. Требуется надлежащее государственное регулирование транспортных тарифов, поскольку оно способствует преодолению территориальной разобщенности хозяйствующих субъектов и регионализации рынков. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту и необходимой ему для принятия экономических решений, поэтому важной составляющей государственной конкурентной политики становится создание (содействие созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима постоянная деятельность государства по устранению административных барьеров в предпринимательской деятельности, искоренению коррупции и протекционизма, т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

131

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru