Развитие российской экономики в 90-х годах объективно сопровождалось формированием конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Ключевым фактором общеэкономического характера стало появление и бурный рост частного (негосударственного) сектора экономики как в ходе приватизационных процессов, так и в результате создания новых частных предприятий. Только в сфере малого предпринимательства число самостоятельных хозяйствующих субъектов к середине 90-х годов достигло 850 тыс., в то время как в середине 80-х общее количество предприятий, объединений и организаций в СССР, находящихся на самостоятельном балансе, не превышало 40 тыс.
Становление отношений частной собственности, самостоятельность предпринимателей в принятии экономических решений в целях достижения максимальной прибыли задействовали рыночные механизмы хозяйственной деятельности, основным из которых является конкуренция. В результате существенно изменилась стратегия предприятий на рынке: их переориентация на потребительский спрос, наиболее полное удовлетворение которого становится основным стимулом деятельности фирмы и способом получения прибыли. Борьба за потребителя - непременное условие существования и выживания любого субъекта рынка в условиях конкуренции. В случае, если потребитель отдает предпочтение другому поставщику, банкротство предприятия может быть предотвращено только значительным снижением издержек или освоением более совершенного продукта для формирования потребительских предпочтений в ходе ценовой и неценовой конкуренции.
Либерализация цен и переход к свободному ценообразованию также стали фактором государственной экономической политики реформ, содействующим развитию конкуренции. Основной элемент рыночного механизма - формирование цены на основе соотношения спроса и предложения, что возможно только в условиях конкурентного рынка.
Важным фактором государственной экономической политики, непосредственно повлиявшим на развитие конкуренции, стала либерализация внешней торговли и открытие российского внутреннего рынка для международной конкуренции.
120
Разумеется, практические меры в рамках программ экономических реформ весьма неоднозначно воздействовали на состояние и развитие конкуренции. Прежде всего следует отметить, что, к сожалению, формирование конкурентных рыночных отношений в течение всего периода реформ не относилось к числу приоритетных задач государственной экономической политики. Основное внимание государства всегда уделялось макроэкономической стабилизации, денежной, финансово-кредитной, налоговой политике. При этом даже такой важный элемент рыночных преобразований, как приватизация, зачастую рассматривался не как способ повышения народнохозяйственной эффективности производства, а преимущественно как средство получения дополнительных бюджетных доходов.
Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и концентрацию производства.
Подлинно частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.
На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял и продолжает влиять глубокий экономический кризис, не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.
121
В условиях жестко ограниченного спроса и кризиса сбыта даже доминирующие на рынке предприятия стали применять новые методы поддержания собственной конкурентоспособности, такие как:
- организация лоббирования собственных экономических интересов посредством получения от органов власти разного рода законодательно оформленных льгот, квот на ограниченные ресурсы и пр.;
- участие в процедуре лицензирования в целях недопущения и оттеснения конкурирующих субъектов с рынка;
- негласные разделы рынков между крупными доминирующими предприятиями по территориальному принципу либо закрепление раздела рынка правовыми актами;
- организация таможенного протекционизма для защиты собственных интересов и недопущения на рынок иностранных конкурентов.
Демонополизация и развитие конкуренции происходят на фоне общеэкономического кризиса, сопровождающегося резким сокращением потребительского спроса и объема производства, разрывом сложившихся хозяйственных связей, глубокими институциональными преобразованиями, открытием внутреннего рынка для международной конкуренции. Падение объемов производства и потребления препятствует нормальному функционированию механизмов рыночного саморегулирования, в том числе конкурентных стимулов, делает многие товарные рынки малопривлекательными для входа на них новых хозяйствующих субъектов.
Макроэкономические изменения неоднозначно влияют на ход процессов демонополизации и развития конкуренции в разных отраслях и регионах страны. Наряду с развитием конкуренции на отдельных товарных рынках происходят с участием частных предпринимательских структур и коммерческих банков процессы экономической концентрации уже в новых рыночных условиях. Наконец, сформировавшийся в условиях дефицита недостаточно диверсифицированный потребительский спрос, преобладание антиконкурентного сознания у предпринимателей, несовершенство информационного обеспечения и неполнота первичной экономической информации создают дополнительные трудности для развития конкуренции и деятельности субъектов рынка.
Наличие реальных условий для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализовывалось в силу слабого финансово-экономического положения многих предприятий, "выживающих" примитивными способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность как еще одна составляющая глубокого кризиса российской экономики препятствовали демонополизации, подъему производства и развитию конкуренции. Они создавали дополнительные входные барьеры на рынки для новых
122
предприятий, особенно в части изыскания первоначальных инвестиций для развития производства и освоения новой продукции.
Все еще скромный процент предпринимателей прибегает к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и сбыта своей продукции. В то же время предприятия-доминанты не всегда бывают в состоянии воспользоваться своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей их продукции. В этих условиях вследствие монопольного эффекта от необоснованного удорожания продукции теряют потребители и сокращается производство.
В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок факторов производства, что характеризуется неурегулированностью прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти. Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.
Воздействие либерализации внешнеэкономических связей на состояние конкуренции также оценивается весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.
Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики
123
от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятий с рынка.
В целом можно сделать вывод, что в ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем состояние конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, Вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).
Разумеется, такая структура рынка неизбежно приводит к монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции нефтяной промышленности имеют различную степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти, который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.
124
Во многом ситуация на рынке нефтепродуктов определяется деятельностью вертикально итерированных нефтяных компаний (далее - ВИНК), созданных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. № 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения". Как правило, головные компании прямо контролируют входящие в их состав акционерные общества, занимающиеся добычей нефти, нефтепереработкой и нефтепродуктообеспечением, путем владения контрольными пакетами акций либо выполнения функций управляющей организации.
На рынке нефтепродуктов в настоящее время действуют 13 ВИНК, поставляющих нефтепродукты в закрепленные за ними регионы Российской Федерации. Наряду с приватизационными актами дальнейшее "прикрепление" ВИНК к регионам осуществляется на основе соглашений с администрациями субъектов Российской Федерации.
Их деятельность в 1993 - 1994 гг. в регионах можно было оценивать как деятельность субъектов, доминирующих на региональных рынках, со всеми возможными (и фактическими) негативными проявлениями их монопольного поведения. Однако в последние годы борьба за платежеспособного потребителя заставила нефтяные компании активизировать свою деятельность в тех регионах, на рынках которых ранее они не занимали каких-либо существенных позиций, что явилось объективной основой развития конкуренции.
Данная отрасль характеризуется следующими отличительными особенностями с точки зрения состояния конкуренции и степени монополизации:
- Федеральный рынок нефти не является монополизированным, поскольку ни одна из нефтяных компаний не занимает на нем долю свыше 35% как по фактической добыче и реализации нефти, так и по ее запасам.
- Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам осуществляется единственной организацией (АК "Транснефть"), тарифы на услуги которой регулируются государством в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях". То же относится и к транспортировке нефтепродуктов. По отдельным направлениям перевозка нефти и нефтепродуктов осуществляется водным и железнодорожным транспортом в качестве альтернативного или единственного (северные регионы) способа доставки потребителям.
- Переработка нефти производится несколькими десятками нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), расположенных практически во всех основных регионах Российской Федерации. Все НПЗ входят в состав той или иной нефтяной компании, однако получают сырье как от собственных компаний, так и от любых владельцев нефти на давальческой основе. В ряде случаев НПЗ занимают доминирующее положение на региональных и межрегиональных товарных рынках, что обусловлено технологическими особенностями производства или транспортировки нефти и нефтепродуктов (например, на Дальнем Востоке).
- Для рынка оптовой реализации нефтепродуктов характерна региональная монополизация. Подавляющее большинство предприятий нефтепродуктообеспечения включено в региональные разделы Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%, в первую очередь по услугам по хранению нефтепродуктов. Нефтехранилища, нефтебазы и терминалы, как правило, принадлежат вертикально интегрированным компаниям.
- Состояние конкуренции на рынке розничной реализации нефтепродуктов характеризуется региональной неоднородностью, хотя во многих регионах коммерческими структурами, работающими на рынке нефтепродуктов, создана сеть АЗС, не зависимых от нефтяных компаний. Иностранный капитал также занимает на этом рынке определенное место.
Сложившаяся ситуация на данном рынке дает возможность предприятиям, входящим в определенную нефтяную компанию, а также независимым коммерческим организациям закупать сырую нефть и продукты ее переработки у других компаний, что позволяет рассматривать вертикальные связи как нежесткие в плане ведения хозяйственной деятельности и не
125
препятствующие конкуренции. Существенное значение для создания условий конкуренции на рынках оптовых и розничных продаж имеет значительное число нефтетрейдеров, колеблющееся в различных регионах от 50 до 150 (до 400 хозяйствующих субъектов на отдельных товарных рынках субъектов Российской Федерации). Вместе с тем в рамках вертикально интегрированных структур наблюдается явная тенденция к концентрации капитала и централизации управления дочерними и зависимыми обществами. В отдельных случаях ценовую политику проводят непосредственно ВИНК, реализующие нефтепродукты только через сеть хозяйствующих субъектов, согласившихся с установленной компанией ценой и другими условиями договора комиссии (так называемые джобберы), либо через арендаторов нефтебаз и АЗС. Кроме того, сложившаяся структура отрасли позволяет использовать различного рода антиконкурентные соглашения (ценовой сговор, раздел рынка, бойкот аутсайдеров). Товарные и финансовые потоки могут не совпадать даже у ВИНК, поскольку реализуются различные схемы замещения поставок нефтепродуктов между хозяйствующими субъектами, переработки нефти на давальческой основе, неденежных форм обмена и товарных зачетов и др. Например, в ходе бартерных операций и товарных взаимозачетов собственниками нефти и нефтепродуктов могут оказаться хозяйствующие субъекты, не действующие постоянно на данном товарном рынке и реализующие данный товар по ценам, существенно отличающимся от сложившихся на рынке. Кроме того, собственники нефти и нефтепродуктов применяют различные прейскурантные и разовые цены на свою продукцию в зависимости от условий оплаты (бартер, денежные средства, ценные бумаги), от особенностей контракта (объем партии, разовая или регулярная поставка) и от конкретного покупателя (дочерняя или зависимая коммерческая структура, арендатор, бюджетная организация). Это в значительной степени затрудняет контроль за участниками нефтяного рынка со стороны государственных органов.
К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести также рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа, железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку они организованы по принципу "один субъект Российской Федерации - один оператор", а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъектов Федерации.
126