1.2. Динамика методов и приоритетов государственного
регулирования экономики

Вплоть до середины 70-х годов основным методом решения задач общенационального значения было государственное предпринимательство. В совокупном единстве с индикативным планированием и некоторыми другими методами управления экономикой оно позволило решить многие экономические проблемы. Плодотворность такого хозяйствования сказалась на экономике стран Западной Европы, где государственное программирование (прямое и косвенное) позволило довольно быстро справиться с последствиями второй мировой войны.

Однако на рубеже 60 - 70-х годов резко изменились условия накопления капитала и воспроизводства в целом. Научно-техническая революция потребовала резко увеличить вложения в новейшие отрасли производства и в модернизацию традиционных. Кроме того, усилилась тенденция к интернационализации производства, в то время как известные методы государственного регулирования были рассчитаны на более или менее автономное национальное хозяйство.

Расширение прямого государственного вмешательства в экономику привело к развитию бюрократизма и стало отрицательно влиять на эффективность регулирующих мер. В США, например, ежегодный справочник всех регламентации "Федеральный реестр" увеличился с 9562 страниц в 1960 г. до 71 120 страниц в 1980 г. В Японии для открытия частного магазина в 80-е годы необходимо было получить от 70 до 100 различных разрешений [8].

В этот период обнаружилось также снижение эффективности государственных предприятий. Для этого было много причин. Среди основных необходимо отметить, что государство задействовано преимущественно в малоприбыльных отраслях, невыгодных частному предпринимателю, но необходимых для нормального функционирования хозяйства в целом. В качестве одной из причин низкой рентабельности государственных предприятий называют недостаточную степень их самостоятельности.

Поэтому первые радикальные изменения коснулись государственного предпринимательства - развернулась широкомасштабная приватизация, особенно активная в странах Западной Европы, где удельный вес государственной собственности был значителен. Например, в Великобритании

12

только с 1979 по 1987 г. продано частным лицам государственных активов на общую сумму около 10 млрд фунтов стерлингов. В 1986 г. во Франции начали действовать программа денационализации промышленности и специальные структуры по контролю приватизированных государственных объектов [15]. Чтобы включить бывший государственный сектор в систему конкурентных отношений, в Японии в 1985 г. две крупнейшие государственные компании "Дэндэн Кося" (Японская телеграфно-телефонная компания) и "Сэмбай" (Японская корпорация торговой монополии) были преобразованы в акционерные общества.

Этими мерами решается ряд важнейших задач. С одной стороны, удается повысить стимулирующую роль рыночной конкуренции и устранить многие искусственные препятствия частному бизнесу. С другой стороны, осуществляется антимонопольное регулирование и координация общей структурной стратегии развития национальной экономики.

Процесс разгосударствления стимулирует и научно-технический прогресс. Совершенствование кабельной и спутниковой связи, появление световодов и многих других новейших средств коммуникации способствуют развитию частного бизнеса в сфере связи, которая ранее была убыточной и традиционно считалась государственной. Эта закономерность прослеживается и в железнодорожном транспорте, системе информации.

В таких условиях государственные структуры переходят от непосредственного участия в бизнесе к управлению экономикой рыночными методами. Использование этих методов в большей мере соответствует смене приоритетов государственного регулирования от текущей антициклической политики, основным ядром которой была проблема занятости, к мероприятиям, определяющим стратегию развития национальной экономики на перспективу. Поэтому большой вес приобретает налогово-бюджетное и денежное регулирование.

Перенос акцента на использование рыночных методов воздействия государства на экономику в индустриально развитых странах потребовал оздоровления финансов. Это стало тем более актуально, что необходимость в перестройке хозяйственного механизма этих стран совпала с сильнейшим финансовым кризисом. Он проявился в снижении эффективности влияния государства на экономику бюджетными средствами и возрастании дефицитности бюджета. Одной из важнейших статей увеличения доходной части бюджета стала приватизация государственного имущества. Уменьшение государственного долга, бесспорно, повышает эластичность государственных финансов и способствует выполнению конъюнктурно регулирующих функций, а также уменьшению прямых государственных инвестиций.

Важнейшим каналом регулирования экономической конъюнктуры стала государственная ценовая политика, которая заслуживает особого

13

внимания. Ориентация последнего десятилетия на либерализацию экономики нашла отражение в отказе от жестких форм регулирования цен и тарифов в ряде отраслей. Например, в США освобождены от прямой регламентации цены и тарифы на авиа- и автогрузовом транспорте, а также в сфере телекоммуникаций и энергетики. Значительно сокращен контроль и в других странах. Это позволило сформироваться точке зрения, согласно которой отсутствие в экономике регламентированных государством цен - гарантия эффективного развития экономики в целом.

Современная политика правительств развитых стран мира по отношению к практике регламентации цен достаточно четко сформулирована известным западным специалистом в области инфляции М. Дерево: "Государственное регулирование предпочтительнее "свободного" ценообразования, поскольку позволяет воздействовать на объем производства в избранном направлении". Другими словами, цену необходимо рассматривать как активный инструмент структурной политики государства.

14

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.