|
Систематические исследования процессов концентрации на отраслевых рынках в отечественной экономике были начаты только в 1991 г. Они продемонстрировали высокий уровень концентрации в подавляющем большинстве промышленных отраслей. Такая ситуация в экономике сложилась как под действием объективных экономических процессов, так и
81
под влиянием субъективных факторов (ведомственно-корпоративного управления).
С конца 50-х годов органами государственной статистики СССР и РСФСР стали отслеживаться и постоянно публиковаться материалы, характеризующие структуру промышленных предприятий. Основным инструментом такого анализа являются группировки по трем видам показателей: объем валовой продукции, численность занятого промышленно-производственного персонала (ППП), стоимость промышленно-производственных основных фондов (ОПФ).
Известно, что возможности возникновения монополии в значительной степени обусловливаются тем, какую долю занимает на рынке небольшая группа крупнейших производителей. В РСФСР такие группы включали лишь промышленные предприятия, состоящие на самостоятельном балансе. При этом не учитывалась подсобная деятельность, представленная, как правило, мелкими предприятиями и предприятиями потребительской кооперации.
Крупнейшие ведущие компании находятся в США. По косвенным данным этот показатель не претерпел особого изменения и к середине 90-х годов. Вместе с тем чем больше численность национальной рабочей силы, тем меньше будет в среднем доля крупнейших предприятий. Расчетные данные о России, впервые опубликованные в 1997 г. журналом "Эксперт", определили место ведущих российских компаний как второе в мире. К ним относятся такие крупнейшие компании-холдинги, как РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", нефтяные компании "ЛУКойл", "ЮКОС", "Сиданко", ОАО АвтоВАЗ и др. Доля занятых в 10 ведущих компаниях России составляет 13,7% общей занятости в стране.
В США на начало 80-х годов на долю мелких (до 100 человек) предприятий приходилось 32% общей занятости в стране и 45% общего объема продаж товаров и услуг. Особенно высока их доля в строительстве, оптовой и розничной торговле, услугах: соответственно 69,69 и 65%. Значительно ниже доля мелких предприятий в общем объеме продаж в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности - 24 и 12%. Вместе с тем доля мелких предприятий в валовом национальном продукте (ВНП) неуклонно снижается, что свидетельствует о сужении их экономических возможностей процессами концентрации производства и капитала. В США, как и в Японии, мелкие и средние предприятия играют роль буфера, смягчающего последствия структурных сдвигов в экономике.
В Японии на начало 80-х годов наряду с высококонцентрированным производством насчитывалось множество мелких и средних предприятий. По отраслям японской экономики доли малых и средних предприятий колеблются от 87,6% в электроэнергетике, газо- и водоснабжении до 99,9%
82
в гражданском и жилищном строительстве. В целом на долю крупных предприятий в Японии проходится 1,4% их общей численности (свыше 6 млн единиц). Среднее число занятых в зависимости от сферы деятельности колеблется от 2 до 7 человек на мелких предприятиях и от 9 до 53 человек на средних.
Для оценки степени концентрации рынка более удобными оказались новые показатели статистического анализа - CR3 и HHI. Использовавшиеся ранее группировки не позволяли изучать структуру рынка во взаимосвязи с развитием отношений конкуренции, так как невозможно разграничить процессы общего укрупнения производства и собственно концентрации, т.е. усиления дифференциации производителей по размерам выпуска продукции, численности занятых и др., а это имеет принципиальное значение. В российской же экономике показатели концентрации производства анализируется Госкомстатом России (сейчас - Росстатом) с 1992 г. в отраслевом и продуктовом разрезах.
Существенных изменений в уровне концентрации производства в Российской Федерации за 1992 - 1997 гг. не произошло. По-прежнему наиболее концентрированными отраслями остаются цветная металлургия, топливная промышленность, стекольная. Наименее концентрированные отрасли - это лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая, строительная. Удельный вес среди них высококонцентрированных подотраслей составил от 13% до 23% (табл. 1).
Таблица 1. Степень монополизации отдельных отраслей производства в России1
Отрасли промышленности |
Число отраслей на рынке |
высокой концентрации |
средней концентрации |
низкой концентрации |
1992 г. |
1995 г. |
1997 г. |
1992 г. |
1995 г. |
1997 г. |
1992 г. |
1995 г. |
1997 г. |
Черная металлургия |
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
2 |
Цветная металлургия |
17 |
18 |
12 |
5 |
4 |
4 |
1 |
1 |
|
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
1 |
|
|
|
|
|
9 |
|
|
Строительные материалы |
5 |
2 |
|
4 |
5 |
|
7 |
7 |
7 |
Легкая |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
5 |
19 |
9 |
7 |
Пищевая |
5 |
|
4 |
0 |
|
2 |
18 |
16 |
17 |
Из 22 подотраслей цветной металлургии в 10 концентрация уменьшилась, в 9 увеличилась. Активные процессы в направлении снижения концентрации наблюдаются в пищевой, строительной и лесной отраслях (табл. 2).
83
Таблица 2. Изменение концентрации отдельных отраслевых рынков в России (по отношению к предыдущему году)1 (количество отраслей)
Отрасли промышленности |
Уменьшилась |
Увеличилась |
Осталась неизменной |
1993 г. |
1995 г. |
1997 г. |
1993 г. |
1995 г. |
1997 г. |
1993 г. |
1995 г. |
1997 г. |
Черная металлургия |
|
4 |
5 |
6 |
6 |
4 |
0 |
0 |
1 |
Цветная металлургия |
|
10 |
4 |
10 |
|
|
|
|
|
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная |
|
5 |
4 |
0 |
7 |
6 |
0 |
0 |
2 |
Строительные материалы |
10 |
6 |
5 |
4 |
7 |
8 |
2 |
1 |
|
Легкая |
6 |
7 |
3 |
9 |
7 |
10 |
0 |
1 |
2 |
Пищевая |
8 |
11 |
3 |
14 |
10 |
18 |
1 |
|
|
Важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе, которые полнее, чем показатели концентрации в отраслевом разрезе, описывают состояние конкуренции на товарном рынке, поскольку не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции. Анализ динамики показателей, характеризующих уровень концентрации производства отдельных видов продукции представлен в табл. 3. Так, растет концентрация производства дизельных генераторов, газовых турбин, грузовых лифтов, одновременно наблюдается процесс деконцентрации производства тракторов, кормоуборочных комбайнов. В производстве морозильников бытовых, мотоциклов, ковровых изделий концентрация за пять лет уменьшилась, а при производстве велосипедов, электробритв увеличилась.
Комплексный мониторинг товарных рынков показывает, что российскую экономику отличает региональная замкнутость и локализация многих рынков. Единый национальный рынок имеет тенденцию распада на множество локальных рынков с одним продавцом на каждом из них. В положении локального (регионального) монопольного предприятия в равной степени могут быть как молокоперерабатывающий комбинат с численностью занятых до 200 человек, навязывающий свои условия сельхозпроизводителям в виде монопсонически низких цен, так и крупнейший металлургический комбинат.
Раздел рынков усугубляется традиционными российскими причинами, связанными с неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых транспортных, информационных систем.
84
Таблица 3. Динамика показателей, характеризующих уровень концентрации производства отдельных видов продукции в Российской Федерации
Наименование |
Ед. изм. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
CR3 |
HHI |
CR3 |
HHI |
CR3 |
HHI |
CR3 |
HHI |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Дизели и дизель-генераторы |
шт. |
72,6 |
2064,7 |
75,3 |
2770,2 |
80,2 |
2876,9 |
83,2 |
3217,7 |
Генераторы для паровых, газовых и гидравлических турбин |
шт. |
95,0 |
4339,3 |
92,2 |
4409,8 |
82,2 |
3165,4 |
77,8 |
2918,5 |
Турбины газовые |
шт. |
94,5 |
4063,6 |
97,6 |
7063,5 |
92,9 |
8654,3 |
100,0 |
8692,0 |
Иглы инъекционные |
тыс. шт. |
40,6 |
2600,0 |
35,2 |
2599,9 |
77,0 |
2579,6 |
61,6 |
2579,6 |
Лифты пассажирские |
шт. |
63,5 |
5015,4 |
78,3 |
6295,3 |
96,0 |
4845,6 |
96,6 |
5439,3 |
Лифты грузовые |
шт. |
80,4 |
2991,3 |
81,8 |
4541,2 |
85,1 |
3862,7 |
96,5 |
4591,4 |
Вагоны пассажирские магистральные |
шт. |
97,7 |
7408,6 |
95,4 |
5919,8 |
92,8 |
3552,8 |
100,0 |
10 000,0 |
Тракторы |
шт. |
73,8 |
1997,6 |
73,2 |
2317,5 |
61,5 |
1796,0 |
64,5 |
1742,0 |
Комбайны кормоуборочные |
шт. |
94,2 |
3164,9 |
99,6 |
6410,5 |
92,4 |
3924,8 |
90,1 |
4360,2 |
Доильные установки |
шт. |
95,8 |
3985,6 |
100,0 |
7036,3 |
100,0 |
8074,0 |
100,0 |
8517,0 |
Инкубаторы |
шт. |
100,0 |
10 000,0 |
100,0 |
5083,5 |
100,0 |
10 000,0 |
100,0 |
10 000,0 |
Льняная листовая вата |
тыс. пог. м |
100,0 |
10 000,0 |
100,0 |
10 000,0 |
100,0 |
7294,5 |
100,0 |
7294,5 |
Нормально-осветительные лампы |
тыс. шт. |
90,8 |
3762,3 |
87,9 |
3762,2 |
88,8 |
3686,2 |
77,7 |
2231,0 |
Машины и оборудование для промышленной стирки белья |
шт. |
100,0 |
10 000,0 |
100,0 |
5083,5 |
100,0 |
5606,6 |
100,0 |
8297,2 |
Вагоны трамвайные |
шт. |
100,0 |
7977,5 |
100,0 |
6186,7 |
100,0 |
5853,4 |
100,0 |
5877,8 |
Печи хлебопекарные |
шт. |
89,7 |
3758,4 |
43,4 |
3702,1 |
88,5 |
3015,8 |
61,7 |
1642,0 |
85
Окончание табл. 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Мотоциклы |
шт. |
97,8 |
3975,0 |
96,8 |
3422,1 |
97,5 |
3818,9 |
83,4 |
2953,8 |
Велосипеды |
шт. |
74,9 |
2159,8 |
77,0 |
2601,8 |
85,8 |
2977,6 |
84,3 |
3115,2 |
Электросоковыжималки |
шт. |
87,3 |
3129,4 |
78,2 |
3708,5 |
85,2 |
5414,1 |
73,2 |
3198,5 |
Электробритвы |
шт. |
84,2 |
3012,7 |
87,3 |
4015,8 |
92,2 |
3648,5 |
98,2 |
4222,8 |
Морозильники бытовые |
шт. |
99,2 |
3680,6 |
82,0 |
3278,3 |
86,2 |
3889,7 |
86,6 |
3891,4 |
Автомагические телефонные станции |
тыс. ном. |
99,1 |
4000,2 |
97,5 |
3360,9 |
90,0 |
3115,2 |
89,2 |
3286,7 |
Фотоаппараты |
шт. |
100,0 |
5018,0 |
100,0 |
7193,2 |
100,0 |
6476,3 |
100,0 |
8264,0 |
Часы бытовые |
тыс. шт. |
100,0 |
8853,2 |
99,7 |
7022,9 |
97,7 |
7168,1 |
76,5 |
2447,7 |
Компрессоры к бытовым холодильникам |
шт. |
68,9 |
2013,6 |
44,6 |
2663,2 |
100,0 |
10 000,0 |
88,8 |
3551,6 |
Машины швейные бытовые |
шт. |
- |
- |
91,2 |
6681,0 |
76,0 |
3598,5 |
85,8 |
4484,0 |
Фотопленка |
тыс. м |
100,0 |
10 000,0 |
100,0 |
10 000,0 |
100,0 |
10 000,0 |
100,0 |
10 000,0 |
Льняные нитки |
т |
99,2 |
5019,0 |
98.6 |
4776,7 |
100,0 |
4047,0 |
87,4 |
3096,1 |
Ковры и ковровые изделия из химических волокон |
тыс. кв. м |
- |
- |
74,1 |
2197,3 |
58,8 |
1536,6 |
63,9 |
1819,0 |
Искусственный трикотажный мех |
тыс. кв. м |
100,0 |
10 000,0 |
100,0 |
4438,8 |
100,0 |
4913,1 |
95,3 |
4443,1 |
Средства против бытовых насекомых в аэрозольных упаковках |
млн усл. б. |
87,5 |
2941,8 |
75,0 |
2361,1 |
77,8 |
2510,3 |
84,6 |
2840,2 |
Ткани чистошерстяные |
тыс. м |
66,1 |
2716,0 |
88,2 |
3041,8 |
76,4 |
2250,7 |
19,4 |
354,2 |
86
В заключение необходимо отметить, что экономическая концентрация имеет тенденцию к усилению во всем мире как на уровне национальных экономик, так и в системе мирохозяйственных связей. Такие процессы требуют тщательного и дифференцированного экономического анализа, учитывающего как общие глобальные тенденции в развитии производства, в том числе углубления международного разделения труда и транснациональной экономической интеграции, так и национальные интересы. В отраслях с высоким техническим уровнем, где преобладают крупные предприятия, основное направление антимонопольной политики должно быть сосредоточено на диверсификации производства, повышении качества и конкурентоспособности продукции. Поэтому считать концентрацию заведомо неэффективной и опасной и формально применять к ней нормы конкурентного права не только недальновидно, но и способно задержать развитие национальной экономики, особенно в конкурентной борьбе на мировых рынках. Наибольшее значение для ослабления негативного влияния монополизма имеет государственная поддержка малых и средних предприятий, обеспечивающих постоянное воспроизводство и поддержку конкурентной среды в экономике.
Экономическая концентрация играет важную роль на многих рынках. Посредством слияния (присоединения) или приобретения она может предоставить рассматриваемому хозяйствующему субъекту преимущества и продуктивность, недоступные его неинтегрированным конкурентам. Этот фактор необходимо учитывать при определении рыночной силы хозяйствующего субъекта, образовавшегося в результате слияния (присоединения). Создать или усилить доминирование может совокупность таких факторов, как значительная рыночная доля и конкурентные преимущества, полученные от интеграции. К коммерческим преимуществам относятся возможность поставлять полную гамму продукта, полный спектр послепродажных услуг, технические преимущества (лицензии, патенты), наличие известных и привлекательных товарных знаков. Важным условием для оценки потенциальной конкуренции является наличие дополнительных производственных мощностей, а также уровень издержек при вхождении в рынок.
87
1
Расчеты автора на основе материалов МАП России.
1
Расчеты автора на основе материалов МАП России.
|
|