Будем рассматривать типы рынков прежде всего в соответствии с основными параметрами - численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры
46
соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.
В общем виде ответ на вопрос "Кто действует на рынке?" позволяет описать структуру рынка в ее статическом виде. Ответ на вопрос "Как действуют присутствующие на рынке субъекты?" позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической тактике, согласовании действий конкурентов на рынке.
Таким образом, анализируя состояние товарного рынка, делая выводы об эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).
При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной