2.3. Типология рынков

Будем рассматривать типы рынков прежде всего в соответствии с основными параметрами - численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры

46

соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.

В общем виде ответ на вопрос "Кто действует на рынке?" позволяет описать структуру рынка в ее статическом виде. Ответ на вопрос "Как действуют присутствующие на рынке субъекты?" позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической тактике, согласовании действий конкурентов на рынке.

Таким образом, анализируя состояние товарного рынка, делая выводы об эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).

При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной

Типы рынков и их основные характеристики

Тип рынка Количество субъектов рынка Однородность продукции Заменяемость товаров Взаимозаменяемость субъектов рынка Вход-выход на рынок Доли субъектов на рынке
продавцов покупателей
Совершенная конкуренция Много Много Однородная Полная Нет Свободный Равные и небольшие
Монополистическая конкуренция Ограниченное Много Дифференцированная Высокая степень Незначительная Ограниченный Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке
Олигополия Несколько Много Однородная либо дифференцированная Высокая степень Значительная Ограниченный Крупные, примерно равные
Монополия Один Много Однородная Нет Нет Блокирован 100%
Монопсония Много Один Незначительно дифференцированная либо однородная Незначительная Нет Блокирован 100%

 
 

47

из двух сторон рынка - продавцам или покупателям (poleo - продаю, psoneo - покупаю) и их численность (mono - один, oligos - несколько, poly - много). Парная их комбинация дает наиболее простую и обитую классификацию.

Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены в таблице.

48

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru