Структурная концепция была разработана применительно к условиям развитого рынка. Закономерен вопрос: насколько применим данный подход к анализу рынков переходной экономики, существуют ли какие-либо ограничения, требуется ли введение в анализ дополнительных параметров?
Следует отметить, что, несмотря на появление работ, раскрывающих отдельные стороны функционирования рынков и обобщающих различные аспекты поведения предприятий, концепция отраслевой организации не заняла пока полноправного места в теории переходной экономики. Вопросы, относящиеся к теории отраслевых рынков, изучаются в основном разрозненно, отсутствуют комплексные исследования особенности трансформации рыночных структур, поведения предприятий и функционирования отраслевых рынков в переходных условиях. Соответственно, в стадии разработки находятся вопросы методики анализа отраслевых рынков.
41
Определенные шаги в развитии методологии изучения рынка в России были предприняты Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое выработало ряд рекомендаций по оценке структур рынка и определению его границ [5]. Исследование барьеров входа и потерь от монопольного влияния в ряде отраслей экономики России были проведены Н.М. Розановой (МГУ) [6]. Вертикальные ограничения и проблемы асимметричной информации на рынках России анализировались С. Авдашевой (Высшая школа экономики) [7, 8]. Ряд исследований, в основном по результатам социологических опросов, посвящен анализу поведения предприятий и адаптации и их к рыночным условиям (А. Яковлев, А. Гурков, А. Клепач и др.). Однако они носят разрозненный характер. Исследование российских рынков требует дальнейшего развития.
Первостепенным является вопрос, в какой степени в условиях переходной экономики действует основной постулат структурной концепции. Другими словами, сохраняется ли обусловленность поведения предприятий на рынке структурными параметрами и базовыми условиями отрасли, а также влияние характеристик структуры рынка и поведения предприятий на эффективность функционирования отраслевых систем.
Очевидно, что взаимосвязь между базовыми условиями отрасли и структурой рынка остается важной при любой экономической системе, допускающей существование рынков. Такие параметры, как технология и характер сырья, определяющие эффективные размеры производства и уровень концентрации в отрасли, не зависят от социально-экономической системы.
Следует оговориться, что гигантомания, доставшаяся переходной экономике в наследство от планового периода, также вполне объясняется в терминах структурной концепции. Большой размер предприятий промышленности объяснялся преобладанием инженерно-технического подхода к реализации эффекта масштаба производства над экономическим. Из-за низких транспортных тарифов и отсутствия проблемы сбыта в плановой экономике игнорировались потери от перевозки сырья и продукции на слишком большие расстояния. В искаженной системе координат наиболее выгодными оказывались гигантские узкоспециализированные предприятия-монополисты. Кроме того, размеры предприятий были обусловлены отсутствием рынка комплектующих и запасных деталей, что вынуждало их иметь полный набор ремонтных и обслуживающих производств. В результате структура рынков переходной экономики, особенно на ранних стадиях, характеризуется завышенным уровнем концентрации во многих отраслях.
Второй особенностью является значительно меньший уровень продуктовой дифференциации, что вполне объяснимо, так как плановая экономика
42
была экономикой продавца, а не покупателя, т.е. экономикой дефицита.
Сложнее обстоит дело с зависимостью между структурой рынков и поведением предприятий. Особенностью переходной российской экономики является отсутствие полноценных информационных, финансовых и правовых инфраструктур рынка, создающих в развитых странах необходимую среду для эффективной конкуренции.
К информационным институтам относятся, во-первых, развитая материально-техническая сеть, обеспечивающая быстрый доступ к рыночной информации всем субъектам рынка и, во-вторых, собственно информационная система, т.е. совокупность данных об оперативных параметрах рынка. Важный элемент информационной системы - общепринятая система стандартизации и оценки качества продукции. Ее недостаточное развитие делает фактически невозможной заочную торговлю. Отсутствие развитой системы рыночной информации, характерное для переходной экономики России, замедляет и искажает информационные потоки, существенно увеличивает время и затраты на анализ рынка и поиск партнеров.
Кредитно-финансовые институты, очевидно, являются естественным элементом рыночной системы, обслуживающим функционирование товарных рынков. Их недостаточное развитие, ненадежность и недоступность для многих товаропроизводителей, также характерные для переходной российской экономики, повышают риски и снижают возможности разработки долгосрочных стратегий на рынке для хозяйствующих субъектов. В результате уменьшается эффективность функционирования как отдельных предприятий, так и отраслевых рынков и экономической системы в целом. В настоящее время следствием нехватки оборотных средств и недоступности банковских кредитов из-за высокой кредиторской задолженности для многих российских предприятий стало угрожающее распространение неденежных форм расчетов: бартера, взаимозачетов, векселей, денежных суррогатов и др.
Правовая система, неотъемлемый элемент развитого рынка, включает отработанные нормы и правила, гарантирующие защиту прав участников рынка при всех возможных ситуациях, а также эффективную административную и судебную систему, обеспечивающую исполнение правовых норм.
К правовой системе примыкает также этика бизнеса - общепринятые правила и обычаи делового оборота. Слабое развитие законодательной базы, как и неисполнение принятых законов, кодексов предпринимательской этики, распространенные в российской экономике, также серьезно сдерживают развитие эффективной конкуренции.
Характерное для переходной российской экономики слабое развитие информационных, финансовых и правовых институтов существенно увеличивает
43
трансакционные издержки и снижает эффективность конкуренции. Этот аспект проблемы мало знаком промышленно развитым странам, где инфраструктуры рынка формировалась достаточно последовательно. В России даже предприятия, имеющие знакомство с развитым рыночным менталитетом, вынуждены практиковать формы поведения, отличные от цивилизованных конкурентных норм.
Перечисленные факторы усиливают монопольные эффекты в экономике. Это значит, что даже на рынках с относительно низким уровнем концентрации из-за асимметрии информации, отсутствия организованных финансовых потоков и правовых гарантий предприятия, имеющие доступ к инфраструктуре, будут обладать значительно большей рыночной властью, чем это следует из чисто структурных характеристик.
Кроме того, следует учитывать огромный неденежный сегмент экономики, составляющий значительную долю товарного оборота, но вообще исключаемый из сферы нормальных рыночных отношений. Оперирующие в нем предприятия используют специфические стратегии поведения, воспроизводящие неденежную экономику.
Особый фактор, искажающий формирование нормальной рыночной среды в переходной экономике,- поведение властных структур, практикующих активное вмешательство в экономику. Несмотря на действующее антимонопольное законодательство, запрещающее такие действия, устанавливаются барьеры на свободное перемещение товаров по территории Российской Федерации. Кроме того, оказывается поддержка отдельным предприятиям в виде налоговых льгот и субсидий, что ставит остальных участников рынка в менее выгодное положение. Появление новых предприятий на рынке затруднено слишком сложными бюрократическими процедурами регистрации, получения лицензии и пр.
Сохраняющееся вмешательство государства в экономику, однако, отнюдь не решает проблемы предотвращения нецивилизованных форм конкуренции, разрастания теневого сектора экономики. Если в странах с развитой рыночной экономикой теневой сектор существует в основном в сферах криминального бизнеса, то в переходной российской экономике он представлен в той или иной степени практически во всех отраслях. К формам теневой активности следует отнести производство незарегистрированной продукции, занижение декларируемых объемов производства и реализации для снижения налогооблагаемой базы, использование незарегистрированной рабочей силы, фальсификацию товарных знаков.
Разрастание неденежной экономики и теневого сектора взаимосвязаны. Большая их доля в российской экономике свидетельствует о неэффективности используемых форм государственного регулирования как на микро-, так и на макроуровне.
44
В результате отсутствия нормальной рыночной среды резко увеличиваются трансакционные издержки, снижается эффективность всей экономической активности. Поведение предприятий существенно отличается от форм, наблюдаемых в развитой рыночной экономике.
В переходной экономике можно выделить несколько видов конкурентного поведения фирм:
- традиционные, присущие развитой рыночной экономике, такие как ценовая и неценовая конкуренция;
- специфические формы поиска ренты, унаследованные от командной экономики:
- - ожидание поддержки от федеральных и местных властей, борьба за получение льгот (дешевых кредитов, лицензий, налоговых освобождений и т.д.),
- - невыполнение обязательств перед государством (неуплата налогов, обязательных платежей) в надежде на их списание;
- связанные с неразвитостью рыночных институтов и кризисной экономической средой переходного периода:
- - невыполнение обязательств перед кредиторами,
- - невыплата заработной платы,
- - бартер и прочие виды неденежных расчетов,
- - производство незарегистрированной продукции (теневой сектор),
- - использование незарегистрированной рабочей силы и других ресурсов.
Многие из отмеченных видов конкурентного поведения не являются добросовестными и преследуются в установленном законодательством (не только антимонопольным) порядке.
Особые формы вмешательства государственных органов и специфические формы конкурентного поведения фирм означают наличие специфических барьеров входа в переходной экономике.
Таким образом, помимо рассмотренных барьеров, присущих рыночной экономике, на рынках переходной экономики имеют место:
- действия органов государственной власти на всех уровнях в процессе государственного регулирования экономики (налогообложение, фиксация цен, государственная помощь отдельным хозяйствующим субъектам, установление слишком жестких технических барьеров в стандартах, бюрократическая процедура лицензирования, усложненный механизм регистрации предприятий и т.д.);
- барьеры криминального характера (рэкет, поборы и т.д.), представляющие серьезную угрозу не только добросовестной конкуренции, но и экономическому развитию в целом;
- стратегическое поведение предприятий, использующих описанные специфические формы.
45
Хотя подобные ограничения имеются и в странах с развитой рыночной экономикой, они принимают гораздо более жесткие и нерациональные формы в переходной экономике, так что в результате вся бюрократическая система препятствует нормальной организации бизнеса, например мелких предприятий.
К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факты редкого (или интенсивного) появления на рынке новых продавцов за определенный период времени. Если в результате анализа ситуации за последние 3 - 5 лет обнаруживается редкое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высокую норму прибыли, то это может говорить о наличии высоких вступительных барьеров.
Однако отсутствие в недавнем прошлом новых участников еще не свидетельствует, что доступ на рынок затруднен. При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок рекомендуется использовать критерии своевременности, вероятности и достаточности входа на рынок новых субъектов.
Своевременными считаются лишь такие варианты входа на рынок, которые могут быть осуществлены в пределах двух лет с начала предварительного планирования до реализации значительного воздействия на рынок. Значительным может считаться такое воздействие на рынок, при котором реально уменьшаются показатели рыночной концентрации и, соответственно, ослабляется возможность каждого субъекта рынка односторонне воздействовать на рынок.
Вход на рынок считается вероятным, если он выгоден при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень будет гарантирован объемами поставок товара участниками рынка.
Вход на рынок считается достаточным, если он осуществляется в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками рынка.
Наличие специфических барьеров входа на рынок в совокупности с малоразвитой инфраструктурой рынка и высокими трансакционными издержками объясняет низкую эффективность функционирования российских товарных рынков даже в низкоконцентрированных отраслях.
46