ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа курса "Конкуренция и антимонопольное
регулирование"

Программа курса "Конкуренция и антимонопольное регулирование" разработана для студентов вузов, обучающихся экономическим и юридическим специальностям. Курс ориентирован на изучение экономических основ конкурентного права и является составной частью программного комплекса, в который, помимо данного курса, входит курс "Конкурентное право Российской Федерации".

Необходимость создания программного комплекса, состоящего из двух курсов - экономического и правового - и дополненного циклом примеров дел, рассмотренных по признакам нарушения антимонопольного законодательства, обусловлена тем, что применение конкурентного права как части хозяйственного права особенно тесно связано с пониманием экономических процессов, протекающих в реформируемой российской экономике. Рассматриваются экономическая сущность товарных рынков, закономерности возникновения конкурентных отношений на них, формы конкурентных отношений и виды монополистической деятельности, экономическое содержание методов контроля и регулирования конкурентных отношений и способов ограничения и пресечения монополистической деятельности на рынках.

Курс отражает отдельные аспекты реализации государственной конкурентной политики, при его подготовке использованы открытые материалы, характеризующие деятельность Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и развитию предпринимательства.

Цель курса - сформулировать у студентов понимание сути конкурентных отношений, складывающихся в экономике, и роли государства в организации этих отношений на принципах общественной эффективности и добросовестности в отношениях с властными структурами, конкурентами и потребителями.

Содержание курса излагается на лекциях, изучается путем рассмотрения конкретных ситуаций на семинарах и практических занятиях. В процессе обучения студенты выполняют контрольные работы по рекомендованной тематике.

По окончании курса проводится итоговый контроль (экзамен).

Тема 1. Необходимость, предпосылки и цели регулирования рыночной
экономики

Необходимость регулирования рыночной экономики, ее причины.

Эволюция представлений о роли государства в рыночной экономике. Этапы интенсивности экономической деятельности государства на примере США. Основные положения Чикагской школы. Применение практических выводов монетаризма в России.

Динамика методов и основные приоритеты государственного регулирования экономики (от государственного предпринимательства - к регулированию экономики рыночными методами). Причины, особенности и формы приватизации, оздоровления финансов, развития наукоемкого производства, ценовой политики в странах с развитой рыночной экономикой в конце XX в.

Место государства в рыночной экономике современного типа - поддержание основных общехозяйственных пропорций, ограничение социально опасных последствий частного предпринимательства.

Модификация отношений частной собственности, форм и приоритетов конкуренции как факторы, корректирующие современный рыночный механизм.

359

Тема 2. Товарный рынок, его структура и типология

Определение товарного рынка и необходимость его использования в практике регулирования рыночной экономики. Границы товарного рынка - продуктовые и географические. Взаимозаменяемость товаров. Определение границ рынка и положения на нем хозяйствующего субъекта как исходные условия существования и применимости конкурентного права. Эволюция понятия "товарный рынок" в России и зарубежный опыт толкования термина "товарный рынок".

Общие подходы к анализу рынков (спрос и предложение, структура рынка, интеграция участников рынка, диверсификация производства, барьеры входа на рынок и др.). Классификации барьеров входа на рынок. Стратегические (ценовые и неценовые) и нестратегические (структурные и конъюнктурные) барьеры. Экономические, административные, организационные, экологические, криминальные и другие барьеры.

Типология товарных рынков с точки зрения уровня развития конкуренции. Совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Особенности поведения хозяйствующих субъектов на рынках разных типов. Дифференциация методов антимонопольного контроля и регулирования в зависимости от разных типов рынков.

Тема 3. Основные параметры товарных рынков

Оценка конкурентной среды на товарных рынках: порядок анализа, количественные (границы, субъекты, емкость рынка, доля хозяйствующего субъекта на рынке, показатели концентрации) и качественные (барьеры входа, рыночный потенциал, открытость рынка) характеристики конкуренции.

Информация, необходимая для оценки уровня развития конкуренции. Группа лиц и расчет доли рынка, занимаемой группой лиц. Концентрация производства и концентрация товарного рынка.

Конкурентоспособность предприятий и продукции, методы их оценки.

Российский и зарубежный опыт оценки уровня концентрации.

Тема 4. Эффективность конкуренции. Ценовая стратегия предприятий

Подходы к оценке взаимосвязи "результаты функционирования рынка - конкуренция".

Оценки эффективности функционирования конкурентных рынков и потерь от монополии.

Условия существования конкурентного рынка (свободные вход на рынок и выход с него, угрозы входа конкурентов на рынки, время освоения нового рынка, отдача от масштаба).

Общественное благосостояние - критерий эффективности конкуренции.

Поведение фирм на рынках разных типов (монопольном, олигопольном, монополистической конкуренции).

Виды ценовой конкуренции и факторы ее смягчающие.

Тема 5. Конкурентная политика в Российской Федерации

Характеристика монополистического капитализма, сформировавшегося в мире к концу XIX в., его специфические черты для США, России, Германии. История трансформации

360

властно-хозяйственных отношений и развития монополий в СССР и России, ее этапы.

Экономические реформы в России и создание необходимых предпосылок для развития конкуренции на товарных рынках. Неоднородность конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках: примеры монопольных, олигопольных рынков, рынков монопольной конкуренции. Причины сохранения монопольной структуры экономики (неурегулированность прав собственности на землю и объекты недвижимости, неразвитость рынка труда, кризисная ситуация на рынке капитала, региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и услуг, региональная замкнутость рынков).

Стратегические меры и направления антимонопольной и конкурентной политики в областях:

  • законотворчества;
  • контроля за экономической концентрацией на товарных рынках;
  • преодоления административных барьеров входа на рынки;
  • регулирования финансовых рынков;
  • регулирования в сфере естественных монополий;
  • демонополизации;
  • внешнеэкономической деятельности;
  • предотвращения недобросовестной конкуренции;
  • интеграции деятельности антимонопольных органов России, стран СНГ, дальнего зарубежья.

Административные барьеры входа на рынки, негативные последствия существования их для предпринимателей, потребителей, бюджета. Ликвидация административных барьеров как приоритетная задача государства. Проблемы во взаимоотношениях предпринимателей и властных структур, законодательная база для их регулирования. Административные барьеры в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, проведения закупок для государственных нужд и др.

Экономическая концентрация, ее характеристика. Виды сделок (действий), приводящих к экономической концентрации:

  • создание, реорганизация и ликвидация коммерческих организаций;
  • создание, слияние, присоединение объединений коммерческих организаций;
  • приобретение имущества и прав;
  • переплетение директоратов;
  • заключение соглашений, совершение согласованных действий.

Оценка последствий сделок по приобретению акций (долей) для конкуренции. Социально-экономический эффект от сделки. Условия, при которых антимонопольный орган не дает разрешения на осуществление сделки по приобретению акций (долей).

Концентрация капитала на рынке банковских услуг: концентрация активов среди крупнейших банков и снижение общего числа кредитных организаций, концентрация предприятий банковского сектора в Москве и Московской области.

Развитие институциональных форм укрупнения кредитных организаций (образование банковских групп).

Последствия финансового кризиса для процессов концентрации капитала в банковской сфере (снижение кредитной активности банковского сектора, рост доли плохих активов в совокупных активах действующих банков, сокращение числа кредитных организаций). Главное следствие кризиса - тенденция к концентрации капитала на рынке банковских услуг, которая делает его более олигополистическим.

Концентрация капитала: положительные и отрицательные эффекты для общества.

Снижение производственных и трансакционных издержек.

361

Раздел рынка по отраслевому, территориальному и продуктовому признакам.

Оценка концентрации капитала в банковской сфере: определение аффилированных с кредитной организацией лиц и оценка их влияния на финансовую устойчивость кредитной организации; выявление доминирующего положения кредитной организации на рынке банковских услуг; сопоставление синергического эффекта от объединения кредитных организаций и возможных экономических потерь общества от их доминирования.

Понятия биржи и биржевой деятельности. Товарные, товарно-сырьевые, фондовые, валютные биржи и биржи труда. Классификация бирж по характеру совершаемых операций (биржи реального товара, фьючерсные, опционные и смешанные).

Цель государственного регулирования биржевой деятельности - обеспечение равных прав всем участникам биржевой торговли, стимулирование участия в биржевой торговле. Закон "О товарных биржах и биржевой торговле".

Контроль за монополистической деятельностью и ограничением конкуренции на рынке страховых услуг. Критерий оценки развитости конкуренции - предоставление страхователям права выбора страховой компании. Методы государственного регулирования (лицензирование страховой деятельности, контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков, установление правил формирования и размещения страховых резервов). Виды злоупотреблений монопольным положением в сфере страховых услуг. Закон "О страховании".

Недобросовестная конкуренция. Условия признания действий субъекта рынка актом недобросовестной конкуренции. Типичные формы недобросовестной конкуренции.

Тема 6. Демонополизация в Российской Федерации

Определение и исходные положения. Понятие "демонополизация". Роль демонополизации экономики в развитии конкуренции. Возможные пути увеличения числа субъектов одного рынка в условиях рыночной экономики.

Основные направления работ по демонополизации экономики в России. Воздействие макроэкономических факторов на структуру товарных рынков. Микроэкономические методы демонополизации. Их роль и место в развитии конкурентного рынка.

Отраслевая и региональная демонополизация. Задачи, решаемые отраслевыми и региональными программами демонополизации. Решение задач отраслевой демонополизации. Специфика и решение задач региональной демонополизации.

Принудительное разделение как метод увеличения числа субъектов одного рынка. Условия его применения.

Тема 7. Государственная поддержка предпринимательства
в России

Этапы развития малого предпринимательства в России.

Отличительная особенность данного сектора экономики - высокая степень зависимости состояния малого предпринимательства от динамики макроэкономических показателей и факторов воздействия внешней среды. Недостатки государственной экономической политики в отношении малого предпринимательства.

Потенциал малого предпринимательства как дополнительный ресурс государственной социально-экономической политики. Рассогласованность экономической политики в области поддержки развития частного предпринимательства. Противоречие интересов малого бизнеса и задач достижения оптимальных макроэкономических показателей.

Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Необходимые меры государственной поддержки малого предпринимательства.

362

Тема 8. Государственное регулирование и контроль
в сфере естественных монополий

Определение понятия "естественная монополия", ее основные признаки. Объективная необходимость регулирования естественных монополий. Виды деятельности, отнесенные к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Соотношение субъекта естественной монополии и субъекта, доминирующего на рынке. Основные направления реструктуризации и приватизации в сфере естественных монополий.

Характеристика рынка транспортных услуг, транспортная деятельность, законодательно отнесенная к субъектам естественной монополии. Цели и методы ценового регулирования естественных монополий на транспорте. Формы государственного регулирования транспортных структур за рубежом, примеры действий органов управления и регулирования транспорта за рубежом. Отраслевые особенности ценового регулирования отдельных субъектов естественных монополии на транспорте в России.

Тема 9. Политика конкуренции в сфере внешнеэкономической
деятельности

Воздействие ВЭД на состояние конкуренции на внутренних рынках. Оценка результатов регулирования ВЭД для национальной экономики. Методы регулирования ВЭД, определение тарифных и нетарифных методов, классификация нетарифных методов.

Порядок введения защитных мер для национальных производителей, анализ последствий введения этих мер для состояния конкуренции на товарных рынках: организация этой деятельности в России, методические подходы к анализу. Способы и методы защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Формы антимонопольного контроля за деятельностью экспортных ассоциаций.

Присоединение России к ВТО и торговые аспекты политики конкуренции. Развитие принципов конкуренции в международной торговле.

Тема 10. Международная деятельность в области
антимонопольной политики

Практика и особенности проведения конкурентной политики в Европейском Союзе, в североамериканской зоне свободной торговли, в странах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Антимонопольная политика стран СНГ. Деятельность Межгосударственного совета по антимонопольной политике и Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства.

363

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru