Барьеры входа на рынок

Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке и на поведение предприятий отрасли, является наличие и высота барьеров входа.

Под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами1.

Нередко в экономической литературе наряду с барьерами входа говорится и о барьерах выхода с рынка, т.е. о тех условиях, которые препятствуют выходу предприятия с рынка в случае необходимости. Очевидно, что основными барьерами выхода с рынка является низкая ликвидность активов в отрасли в целом либо данного предприятия. Можно, однако, сказать, что барьеры выхода с рынка представляют дополнительное препятствие для входа новых фирм на рынок, т.е. по существу разновидность барьера входа.

Барьеры входа могут быть обусловлены особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции) либо поведением хозяйствующих субъектов, уже действующих на данном рынке (включая антиконкурентные действия и соглашения). Важное значение имеют также барьеры входа, связанные с действием таких факторов, как сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных

31

издержек, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса.

Барьеры входа на рынок подразделяются на структурные и поведенческие. Структурные барьеры обусловлены особенностями данной отрасли и рынка (технологией производства, стартовыми и текущими затратами, зрелостью и развитостью рынка, объемом спроса, типом конкуренции). Поведенческие барьеры связаны с действиями субъектов рынка, к которым относятся соглашения и согласованное поведение, вертикальная и горизонтальная интеграция, злоупотребления доминирующим положением и недобросовестная конкуренция, криминальное воздействие на рынок.

Важное значение имеют такие виды барьеров как происходящее в связи с глобализацией экономических отношений расширение географических границ рынка до мировых и возрастание конкуренции, особенно в условиях ограниченного спроса. С другой стороны, возрастание транспортных издержек, особенно в моменты обострения ситуации на рынке транспортных услуг (рост тарифов, увеличение цены на топливо), ведет к сужению географических границ рынка, что также является барьером входа на рынок.

С точки зрения последствий для развития предпринимательства и состояния конкуренции на рынках наиболее негативны административные барьеры. Они основаны на различных действиях органов государственной власти всех уровней по регулированию экономики, включая налоговую, тарифно-таможенную политику, лицензирование отдельных видов деятельности, государственную помощь субъектам рынка, распределение бюджетных средств на закупки для государственных нужд.

Рассмотрим структурные барьеры и способы их выявления подробнее.

Экономические и организационные ограничения. При их выявлении анализируется значимость для входа на рынок следующих экономических факторов:

  • государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;
  • среднеотраслевая норма прибыли;
  • сроки окупаемости капитальных вложений;
  • неплатежи;
  • наличие (отсутствие) эффективной поддержки предпринимательства: доступность финансово-кредитных ресурсов для субъектов предпринимательства, низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные и офисные помещения.

Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок (например,

32

неэффективно предприятие, рассчитанное на выпуск ста грузовых автомобилей в год, а экономически оправдано производство десятков тысяч их), то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь значительно большие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными. Сроки и затраты, необходимые для преодоления этого барьера, оцениваются путем опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, а также отраслевых специалистов.

Неразвитость рыночной инфраструктуры. Выявляется наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.п. Особенно важно определить условия транспортной доступности данного рынка для потенциальных конкурентов. Целесообразность дополнительных транспортных издержек для входа на рынок соотносится со стоимостью конкретного товара, а дальность перевозок - с качественными и техническими характеристиками товара, позволяющими (не позволяющими) эту транспортировку осуществлять.

Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов. Причинами различия в уровнях затрат могут быть: неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое; ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам; технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок

Экологические ограничения. Выявляются факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т.п.

Ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей,- серьезное препятствие для освоения рынка потенциальными конкурентами. В качестве источника информации следует использовать данные опроса основных покупателей изучаемого товара.

Вместе с тем при рассмотрении данного вида барьеров целесообразно учитывать эластичность спроса в зависимости от изменения (снижения) цен, которое должно происходить при входе на рынок новых субъектов. Если рынок становится более конкурентным, то должны снижаться цены и соответственно увеличиваться спрос.

33

Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Значительный капитал, необходимый для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может служить одним из барьеров входа на рынок. Для анализа ситуации экспертным путем оцениваются капитальные затраты, связанные с освоением выпуска изучаемого товара потенциальными конкурентами (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара, и возможность покрытия этих затрат в течение определенного времени). Источниками соответствующей информации могут быть данные опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, отраслевых специалистов и т.п.

К поведенческим барьерам относятся следующие.

Административные ограничения. Для продавцов на данном товарном рынке выявляется наличие (отсутствие) ограничений деятельности, создаваемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и офисных помещений и т.п.

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов. Анализируются ценовая и сбытовая стратегии ведущих продавцов, политика их как держателей патентов, лицензий, товарных знаков и т.п. Наиболее крупные из действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов имеют прочные хозяйственные связи с продавцами материально-технических ресурсов и покупателями выпускаемых товаров, что дает им преимущества перед потенциальными конкурентами, входящими на товарный рынок. Крупные размеры хозяйственного оборота, определяющие соответствующую массу прибыли, позволяют им создавать резервные мощности, использовать льготный режим расчета с продавцами, оттесняя тем самым конкурентов. Крупным субъектом более доступны неценовые методы конкуренции.

При анализе данного вида барьеров следует выделить существование (или отсутствие) долгосрочных контрактов на поставку продукции с уже действующими субъектами рынка, выполнение ими поставок для государственных нужд и пр.

Рекомендуется уделить особое внимание анализу фактов использования крупными продавцами рыночного потенциала в антиконкурентных целях в динамике за последние 3 - 5 лет и оценить влияние на развитие конкуренции путем опроса потенциальных конкурентов (продавцов).

Влияние вертикального объединения действующих на рынке субъектов. Выявляется степень использования продавцами, объединенными в вертикальные

34

структуры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры.

Если из-за вертикального объединения новый участник не смог получить необходимых входных ресурсов или рекламировать свой выходной продукт без одновременного вступления на выше- или нижестоящий рынки и если такое дополнительное вступление представляется для него трудным, то препятствия для проникновения увеличиваются.

Классификация барьеров входа на товарный рынок может быть шире (или уже) перечисленной либо отличаться от нее в связи с отраслевыми и региональными особенностями.

Приведем иной подход к классификации барьеров входа.

Барьеры входа можно разделить на несколько категорий, основные из которых - нестратегические и стратегические барьеры. Нестратегические барьеры имеют объективный характер, действуют в отрасли независимо от функционирующих предприятий. Стратегические барьеры - это барьеры, вызванные деятельностью продавцов и/или покупателей на рынке. В свою очередь, как стратегические барьеры, так и нестратегические можно разделить на несколько групп. В целом классификацию барьеров входа можно представить следующим образом:

Нестратегические (объективные)

Структурные:

  • абсолютное преимущество в издержках;
  • экономия на масштабе;
  • высокий уровень капитальных затрат, необходимых для эффективного входа на рынок;
  • дифференциация товара.

Конъюнктурные:

  • насыщенность рынка товарами;
  • низкая платежеспособность покупателей (барьер спроса);
  • сужение географических границ рынка;
  • расширение международных границ.

Стратегические

Ценовые

Неценовые:

  • дополнительные инвестиции в оборудование;
  • дифференциация товара.

Следует отметить, что концепция барьеров входа на отраслевые рынки не завершена. С развитием рынков и появлением новых форм конкуренции обнаруживаются и новые виды барьеров. Можно выделить классическую концепцию барьеров входа, представленную многими

35

зарубежными экономистами. При этом к барьерам относятся прежде всего факторы, которые ставят вновь входящие на рынок предприятия в менее выгодные с точки зрения издержек условия по сравнению с действующими предприятиями. Общепризнанными считаются следующие виды барьеров входа [2]: абсолютное преимущество в издержках, экономия на масштабе производства, высокий уровень капитальных затрат, необходимых для эффективного входа на рынок, дифференциация товара. Кроме того, барьеры могут создаваться вследствие стратегического поведения предприятий, действующих на рынке, лимитирующего ценообразования.

В экономической литературе встречается и более широкое толкование понятия барьеров, когда к барьерам входа относят любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем агентами. В этом случае в состав барьера включаются практически все параметры структуры рынка, например вертикальная интеграция и диверсификация [3].

Рассмотрим более подробно барьеры, наиболее значимые на современных рынках. Прежде всего это нестратегические барьеры структурного характера: абсолютное преимущество в издержках, экономия на масштабе, высокий уровень капитальных затрат.

Абсолютное преимущество в издержках означает, что при любом выпуске затраты уже действующего на рынке предприятия меньше затрат предприятия, проникающего на рынок. Абсолютные преимущества в издержках создаются за счет того, что старые предприятия имеют доступ к более дешевым или более качественным источникам ресурсов либо используют свои прошлые инновации. Преимущества также связаны с самим процессом функционирования старых предприятий в отрасли: накапливанием опыта экономии издержек и оптимальным распределением ресурсов. Иными словами, абсолютные преимущества уже действующих в отрасли предприятий обусловлены тем, что затраты на единицу продукции уже действующих производителей ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов, вследствие неравенства стартовых условий функционирования на рынке, ограниченного доступа новых производителей к относительно более дешевым и удобным сырьевым источникам, технологического превосходства, доступности для них заемного капитала при более низких процентных ставках и льготных условиях кредитования, сделанных ими ранее затрат на рекламу своей продукции и развитие сбытовой сети.

Экономия на масштабе, или относительные преимущества в издержках, возникает за счет производства уже функционирующими в отрасли предприятиями большего объема выпуска, чем может освоить потенциальный

36

конкурент. Относительные преимущества в издержках являются следствием возрастающей отдачи от масштаба производственной функции - свойства выпуска расти быстрее, чем масштаб использования ресурсов.

Источниками экономии на масштабах производства могут служить такие факторы, как наличие постоянных издержек, размер которых на единицу продукции убывает по мере роста выпуска; использование преимуществ разделения труда и специализации; увеличение размеров производственной единицы, если размер завода возрастает в меньшей степени, чем рост выпуска; использование унифицированных, стандартизированных массовых изделий в качестве факторов производства.

Экономия на масштабах производства определяет минимально эффективный размер выпуска в рамках предприятия. Наряду с этим на современных насыщенных рынках с возрастающими затратами на реализацию существенную роль играет экономия на масштабах сбыта. Кроме того, весьма важны внутрипроизводственное разделение труда и соответствующая экономия на масштабах предприятия, что приводит к увеличению размеров предприятий и числа дочерних и зависимых обществ.

Совокупная экономия на масштабах предприятия обусловливает, в свою очередь, минимально допустимые требования к размеру капитала потенциального конкурента. Чем они выше, тем больше финансовых ресурсов требуется потенциальному конкуренту для финансирования входа в отрасль.

Если минимально эффективный размер предприятия на данном товарном рынке высок, то вновь входящие на рынок производители на период наращивания объемов производства от момента совершения первоначальных инвестиций до достижения оптимальных для данного рынка объемных и качественных показателей могут иметь существенно более высокие средние затраты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными.

Значительный эффект масштаба повышает риск входа на рынок для потенциального конкурента, следовательно, будет препятствовать входу новых предприятий в отрасль.

Объемы первоначальных капитальных затрат (инвестиций) определяют саму возможность или невозможность организации нового производства в отрасли. Среди капитальных затрат следует выделить затраты на освоение выпуска данного товара потенциальными поставщиками, стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходы на НИОКР, подготовку и найм персонала, организацию сбытовой сети, а также длительность освоения производства. Капитальные затраты определяют оптимальный экономический размер предприятия, т.е. величину и структуру производственных активов, необходимых для эффективного функционирования производства

37

данного товара при существующем уровне техники, технологии и организации производства. На капитальные затраты влияют такие факторы, как степень развитости, организованности и открытости рынков труда, инвестиционных товаров, технологий. Высокая процентная ставка за кредит, невозможность пользоваться цивилизованными формами коммерческого кредитования, неразвитость рынка ценных бумаг и их низкая конкурентоспособность в условиях высокой доходности операций с государственными ценными бумагами составляют существенные барьеры для входа новых предприятий на российские товарные рынки.

Дифференциация продукта (продуктовое разнообразие) может служить барьером для входа новых предприятий в отрасль тогда, когда потребители привыкают к определенному образу товара и / или предприятия, определенному товарному знаку (знаку обслуживания), так что потенциальному конкуренту приходится тратить дополнительные средства на преодоление стереотипов потребительского поведения. Репутация старого предприятия в данном случае препятствует новому в организации прибыльного производства. Следует отметить, что дифференциация продукта выступает одновременно и объективным, и стратегическим типом барьера, поскольку предприятия на насыщенных рынках активно стремятся к ее увеличению.

Среди объективных конъюнктурных барьеров следует отметить высокую насыщенность рынка товарами или низкую платежеспособность покупателей, которые серьезно препятствуют освоению рынка потенциальными конкурентами и делают данный товарный рынок малопривлекательным для новых агентов из-за низкого уровня прибыльности, высокого уровня конкуренции и инвестиционного риска. При заданной емкости рынка, обусловленной спросовыми ограничениями, открытие рынка для иностранных конкурентов создает дополнительный барьер входа для национальных производителей. С такой ситуацией столкнулись производители на продовольственном рынке России.

Рассмотрим теперь основные стратегические барьеры, которые С. Салоп определил как "намеренно созданные для сокращения вероятности входа" [4], охарактеризовав первые четыре структурных барьера как "невинные", поскольку они ненамеренно создаются как побочный эффект стремления предприятий к максимизации прибыли.

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих предприятий, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых предприятий в данную отрасль. К ним можно отнести такие неценовые мероприятия предприятий, как сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально

38

эффективного объема выпуска в отрасли: увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа предприятия.

Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбытовой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых связей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйственного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют создавать резервные мощности, которые могут быть использованы для ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также оттеснять конкурентов с помощью разнообразных соглашений и льготных режимов расчета с поставщиками и потребителями.

Важным барьером является ценовая политика предприятия, действующего на рынке. Потенциальному конкуренту важно знать, какая установится в отрасли цена, после того как он войдет на рынок. Чем больше объем выпуска потенциального конкурента, тем ниже должна быть цена, чтобы это дополнительное предложение товара нашло сбыт. Но чем ниже цена после входа, тем больше время возмещения издержек на проникновение в отрасль, тем рискованнее становится вход. С другой стороны, предприятия, уже действующие в отрасли, зная совокупный спрос и совокупное предложение, могут назначить такую цену, чтобы предотвратить нежелательное появление на рынке новых конкурентов.

Ценовая политика ограничения входа новых предприятий на рынок зависит от превышения цены над уровнем издержек при минимально эффективном размере (МЭР) предприятия, что определяется отношением МЭР к размеру рынка и эластичностью спроса по цене. Чем больше МЭР по отношению к размеру рынка и чем меньше эластичность спроса, тем больше возможности для отклонения цены от уровня издержек и для проведения политики ценообразования, ограничивающего вход. Последствия такого вида ценообразования для старых предприятий заключаются в том, что подобная цена, как правило, ниже уровня, максимизирующего краткосрочную прибыль. Тем самым предприятие, проводя политику ценообразования, ограничивающего вход, сталкивается с проблемой выбора между максимальной краткосрочной прибылью и угрозой входа (максимальной долгосрочной прибылью).

Подобная ценовая политика неэффективна в условиях быстро растущего спроса и в отраслях с высокой скоростью технологических инноваций, поскольку быстро меняющаяся окружающая среда не дает старым предприятиям возможности адекватно оценить уровень цены, способной предотвратить вход. Кроме того, проникновение в такие отрасли часто преследует

39

цель роста предприятия, а не прибыли как таковой, что делает цену менее значимым параметром экономической деятельности предприятия.

Неценовые стратегии предотвращения входа новых предприятий на рынок создают необратимые вложения для потенциальных конкурентов, уровень которых может препятствовать проникновению новых предприятий в отрасль. Выделяются два основных вида неценовых барьеров: дополнительные инвестиции в оборудование и дифференциация товара. Дифференциация товара, или продуктовое разнообразие, как уже было отмечено, выступает одновременно и стратегическим, и нестратегическим барьером. На рынках дифференцированной продукции предприятия активно стремятся к дальнейшему увеличению продуктового разнообразия, т.е. к приданию дополнительных отличий своей продукции. Это делается различными способами, среди которых основную роль играют реклама, упаковка и продвижение товара. Разнообразный послепродажный сервис, т.е. пакет услуг, прилагаемый к товару, тоже является в некотором смысле разновидностью дифференциации, поскольку направлен на выделение продукции данного предприятия из числа аналогичного ряда товаров.

Инвестиции в оборудование можно трактовать как относительно необратимые издержки для предприятия: оно вынуждено их оплачивать, даже если продукт не выпускается или не реализуется. Если старое предприятие обладает избыточными производственными мощностями по сравнению со спросом, потенциальному конкуренту будет трудно проникнуть на рынок, поскольку старое предприятие при первой же угрозе входа может увеличить выпуск до уровня запретительного, а новое понесет необратимые издержки. Размер необратимых издержек служит барьером для выхода предприятия из отрасли: покидая рынок, оно теряет эти издержки. Чем больше необратимые издержки, тем больше ожидаемые потенциальные потери в случае вынужденного ухода предприятия из отрасли, тем менее охотно предприятия войдет в отрасль. Барьеры для выхода создают одновременно барьеры для входа.

Таковы основные положения структурной концепции отраслевых рынков. Отметим, что ее применение для анализа возможно для рынков различных типов с точки зрения географических и продуктовых границ. Это могут быть узкоотраслевые рынки или целые секторы экономики, рынки как общенациональные, так и локальные. В зависимости от масштаба рынка могут меняться и исследуемые параметры, однако общая схема и логика анализа остаются постоянными.

Как уже отмечалось, теория отраслевых рынков при всей ее стройности все же достаточно схематична, чтобы описать все тонкости функционирования реальных рынков. Чтобы сделать ее более эффективной, структурная концепция как основа анализа рынков должна быть совмещена с

40

институциональным подходом. Это значит, что формальный анализ рыночных структур необходимо дополнить исследованием институтов, которые определяют формирование экономической, юридической и социальной среды функционирования предприятий и существенно влияют на эффективность рынков. Институциональная сторона анализа предполагает выделение концепции трансакционных издержек в качестве ключевого фактора, от которого зависят структура рынка и поведение предприятий в отрасли. Трансакционные издержки - затраты на совершения деловых операций в экономике - включают как явные (материальные и финансовые), так и неявные (временные, упущенная выгода) расходы в виде затрат на поиск деловых партнеров, ведение переговоров, заключение соглашения и, наконец, издержек на обеспечение выполнения контракта. Слишком большие Трансакционные издержки препятствуют нормальному развитию рынка, тормозят и искажают взаимодействие предприятий, создают барьеры входа потенциальным конкурентам, замедляют становление рыночного механизма, если речь идет о странах с переходной экономикой. Отсюда понятно возникновение ряда специфических форм отношений между предприятиями для сокращения трансакционных затрат, которые мы далее исследуем подробнее.

На практике серьезной проблемой применения как структурного, так и институционального подхода является доступность информации и проблемы измерения. Методология оценки трансакционных издержек недостаточно развита даже теоретически. Что же касается определения параметров структурной концепции, то при переходе от теории к анализу реальных рынков вскрывается целый ряд проблем.

41


1 Государственный доклад о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации на федеральном и региональном (местном) уровнях / ГКАП России. М., 1995. С. 139.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru