Введение

Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом "сигналы рынка" без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.

Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности всех

3

участников рынка и экономическом благосостоянии общества. Чрезмерная концентрация экономической власти может стать угрозой самостоятельному принятию решений (не только в сфере экономической жизни). Тем самым она противоречит основам демократического устройства общества.

Проблемы развития конкуренции и создания необходимых институциональных, правовых и экономических условий для ее поддержания наиболее обострены в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. Не случайно, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 90-х годах около 40 государств приняли законодательные акты, направленные на защиту конкуренции и ограничение монополистической деятельности, а также создали необходимые механизмы их реализации. В России целенаправленная работа в этой области началась еще в конце 80-х годов. В 1990 г. был создан орган государственной власти, уполномоченный на проведение антимонопольной политики (Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур). В настоящее время эти функции выполняет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В 1991 г. был принят Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который (с изменениями и дополнениями) действует до настоящего времени.

Разумеется, развитие конкуренции - не самоцель, оно подчинено глобальным задачам социально-экономических преобразований и направлено на их решение. Эффективная конкурентная политика и реализация антимонопольного законодательства - мощные катализаторы структурных изменений в высококонцентрированной экономике, сформировавшейся в России за последние десятилетия. В результате высвобождаются значительные общественные ресурсы, гибкое использование которых необходимо для обеспечения конкурентоспособности как отдельно взятого предприятия, так и национальной экономики в целом.

Задача государства и антимонопольных органов состоит в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование. В российской правовой системе доминирующее положение хозяйствующего субъекта, наличие рыночной власти сами по себе не запрещены законом. Нарушением является монополистическая деятельность, т.е. злоупотребление хозяйствующим субъектом своей рыночной властью в целях недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Серьезные вопросы ставят перед антимонопольными органами активизировавшиеся процессы экономической концентрации, своеобразный

4

бум слияний и поглощений в различных секторах экономики. Необходимо предусмотреть меры, ограничивающие негативное воздействие экономической концентрации на ситуацию в сфере занятости, регионального развития, финансов, а в случаях транснациональных слияний и поглощений - учесть интересы национальной безопасности России.

Специфические проблемы возникают в сфере регулирования деятельности субъектов естественных монополий, от которых зависит состояние всех отраслей экономики и граждан России. Целостный подход к развитию и регулированию отраслей естественных монополий позволяет сбалансировать интересы производителей и потребителей. При этом главная задача - предотвратить диктат доминирующих предприятий и не допустить стагнации и развала важнейших народнохозяйственных отраслей.

Новые задачи стоят перед антимонопольными органами и в сфере поддержки предпринимательства. Поощрение развития частного бизнеса, облегчение его существования в сложных условиях переходной экономики создает мощные стимулы для развития конкуренции. Наличие действенных механизмов обратной связи между бизнесом и государством позволяет выявлять общие проблемы в предпринимательской деятельности и принимать меры по их разрешению. Одна из наиболее острых проблем - преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства, излишней бюрократизации всевозможных разрешительных процедур, нечеткости контрольных функций государственных и местных органов власти, препятствий в межрегиональной торговле. Российское законодательство предоставляет антимонопольным органам достаточные полномочия для ограничения неоправданного, ущемляющего конкуренцию вмешательства государства в экономическую жизнь.

Роль конкурентной политики не сводится к применению антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам, злоупотребляющим рыночной властью. Конкуренция может быть ослаблена в результате мер государственной экономической политики, а рыночная власть отдельных субъектов рынка - усилена различными методами вмешательства государства в рыночные отношения. Поэтому конкурентная политика предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность предприятий.

Конкурентная политика предполагает применение мер по защите конкуренции, которые приводят к снижению структурных и институциональных барьеров входа на рынок, дерегулированию, либерализации, минимизации вмешательства государства в деловую жизнь. Такая политика должна быть направлена на ограничение возможностей так называемого рентоориентированного

5

поведения хозяйствующих субъектов, направленного на получение систематических распределительных преимуществ, не связанных с производительным использованием ресурсов, и влекущего за собой неэффективное размещение ресурсов общества в целом (эксклюзивные права, закрытые монополии, таможенно-тарифные барьеры, ограничения перемещения товаров и др.). Это требует большей открытости и предсказуемости решений государственных органов в экономической сфере, эффективных механизмов обратной связи бизнеса и государства.

Среди направлений государственной экономической политики, где необходима защита конкуренции, особенно выделяются:

  • торговая политика, включая тарифы, квоты, защитные меры и антидемпинговые процедуры, экспортные ограничения и т.п.;
  • промышленная политика, особенно в секторах, наиболее влияющих на состояние экономики в целом, где специфические меры государственного регулирования зачастую не поощряют, а ограничивают конкуренцию (финансовый рынок, сельское хозяйство, телекоммуникации и др.);
  • региональное развитие, в том числе межбюджетные отношения и обеспечение единства экономического пространства;
  • защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • защита прав потребителей;
  • приватизация и управление государственной собственностью;
  • инвестиционная и налоговая политика, государственная помощь;
  • политика в сфере государственного регулирования, в том числе лицензирования.

Активная конкурентная политика, особенно в странах с переходной экономикой, требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Задача пропаганды преимуществ конкурентной политики и ценностей рыночной экономики далеко не проста, если учитывать негативные проявления переходного периода (безработицу, разрыв традиционных хозяйственных связей, рост цен, социальную незащищенность).

Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.

6

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.