Глава 2
Размещение производительных сил
в регионе с учетом экологических факторов

2.1. Особенности развития
производительных сил в регионе

В современных условиях особое значение приобретают вопросы оптимального размещения производственных сил в системах охраны окружающей среды. При этом важным является определение межотраслевых технико-экономических, эколого-экономических и других взаимосвязей в региональных эколого-экономических системах (РЭЭС). Это позволит вскрыть дополнительные резервы первичных и вторичных ресурсов и найти рациональные способы использования вторичной продукции, полученной из отходов производств.

Системно-статистический анализ значительной совокупности межотраслевых технико-экономических и эколого-экономических взаимосвязей факторов указывает на то, что за счет рационального использования отходов производств предоставляется возможность получить дополнительную прибыль в народном хозяйстве в размере 5 - 20% основных производств.

Основными отходами производств, которые найдут свое применение в народном хозяйстве, являются:

  • торфяная зола ТЭЦ, отходы асбестообогащения, шлаки никелевых заводов и поточных устройств, побочные продукты горно-обогатительных предприятий и т.д. - для получения строительных материалов;
  • отходы промышленности и горных пород - для получения автоклавных силикатных изделий; побочные продукты промышленности - для акустических, теплоизоляционных, огнеупорных материалов и строительной керамики;
  • дымовые газы - для получения элементарной серы, серной кислоты, удобрений для сельского хозяйства и др.;
  • сернистый ангидрид, находящийся в дымовых газах, - для сохранения овощей и фруктов в хранилищах;
  • твердые и туманообразные компоненты дымовых газов - в химической, металлургической, фармацевтической и других отраслях народного хозяйства.

Перечень продуктов, получаемых из отходов производств в

35

отраслях народного хозяйства, можно продолжить. Однако эффективность защиты окружающей среды и полнота использования отходов производства находятся на относительно низком уровне и составляют в среднем 15 - 60% в зависимости от способа превращения отходов производства в побочный целевой продукт и от других объективных причин.

Для повышения эффективности охраны природы и полноты использования отходов производства в народном хозяйстве оптимальное оперативное и перспективное комплексное развитие РЭЭС в настоящее время должно найти свое отражение в общегосударственном программно-целевом планировании. Однако создание оптимального плана размещения производственных сил с учетом экологических факторов затрудняется в связи с разобщенностью по республикам производителей и потребителей продукции, полученной из отходов производства, метеорологическими, а также другими природными условиями.

Особое внимание к повышению эффективности РЭЭС не случайно. Оно вызвано необходимостью оптимизации планов, которые бы отражали региональный аспект воспроизводства ресурсов на уровне народного хозяйства.

Применительно к проблеме охраны окружающей природной среды от агрессивных примесей принципиальный недостаток организации оптимального размещения РЭЭС и развития производительных сил состоит в несогласованности между прогнозированием темпов, объемов, структуры материального производства и разработкой глобальных экономических мер, направленных на достижение оптимальных пропорций между производством основного и побочного продукта в i-м экономическом районе.

Среди задач оптимизации планов развития и размещения производительных сил в РЭЭС существенным являются выявление и дифференциация зависимостей между множеством факторов, характеризующих особенность экономического развития безотходного территориально-производственного комплекса и его отдельных подсистем, которые представлены ниже.

1. Особенности форм организации и процессов в региональной системе охраны окружающей среды: наличие развитого строительства и его базы; повышенный уровень специализации и кооперации; интенсивность роста мощности безотходного территориально-производственного комплекса основных производств, минимизацию объемов отходов производства и возможность систем их очистки от агрессивных примесей; возможность различных сочетаний способов очистки отходов производств, реализации (или беспоследственной

36

утилизации) уловленных и превращенных продуктов очистки; централизацию форм управления и использования вычислительной техники; организацию архивов и банков информации; создание систем нормативов; прочие неуточненные формы организации производства и процессов охраны окружающей среды и биосферы в целом; учет метеорологических и природных условий.

2. Особенности развития РЭЭС: а) факторы интенсивного развития - возможность интенсификации очистительных установок и внедрение РЭЭС; совершенствование контрольно-измерительной и регулирующей техники по увеличению пропускной способности и точности информационных каналов связи между функциональными звеньями систем; повышение качества первичных ресурсов общественного производства и внедрение экономических безотходных территориально-производственных комплексов; разработка новых экономических, высококачественных продуктов общественного производства; значительное уменьшение профессиональных заболеваний населения в регионе; создание новых высокопроизводительных очистительных установок в региональной системе охраны окружающей среды и сокращение сроков их внедрения; повышение уровня рентабельности РЭЭС, б) факторы экстенсивного развития - значительное расширение действующих очистительных установок и уменьшение энтропии научного прогнозирования экономики охраны окружающей среды, уменьшение себестоимости уловленной продукции, дальнейшее повышение качества вторичной продукции.

3. Факторы размещения РЭЭС: а) пространственные факторы - значительная удаленность очищаемого сырья от специализированных производств вторичной продукции из отходов; значительное число параметров системы и экономических показателей, характеризующих оптимальное функционирование региональной системы охраны окружающей среды; существенная удаленность производств, вырабатывающих реагенты и очистительное оборудование, от загрязняющих источников; б) транспортные и эксплутационные факторы - многовариантность транспортных перевозок реагентов уловленных продуктов, очистительного оборудования и материалов; значительная степень дифференциации по разгонным вариантам транспортных перевозок и эксплуатационных расходов.

4. Научно-технический прогресс: а) совершенствование процессов газоочистки - рост работающих и внедрение поточных технологических автоматизированных установок; значительные темпы внедрения средств вычислительной и управляющей техники; б) совершенствование системы окружающей среды - проведение

37

сиcтемно-статистического анализа ассортимента уловленных и превращенных продуктов; значительное повышение качества побочной (из отходов производства) продукции; в) повышение требований к стабилизации отходов, к дифференциации сырья, подлежащего очистке; максимальный охват всех источников, содержащих агрессивные примеси; повышенные темпы внедрения более эффективных реагентов в процессах санитарной очистки отходов производств; совершенствование пропускной способности транспорта и его грузоподъемности; г) повышение специального научно-технического образования и квалификации кадров.

5. Социально-экономические факторы: необходимость создания РЭЭС для исключения влияния агрессивных примесей на здоровье живых организмов, использование уловленных продуктов в народном хозяйстве и создание дополнительных оборотных средств; влияние региональных систем защиты на нормальное развитие лесных и сельскохозяйственных растений; влияние РЭЭС на общее экономическое развитие района; повышение жизненного уровня и улучшение условий труда и отдыха населения.

6. Динамические факторы: самоокупаемость и постепенный переход системы охраны окружающей среды с госбюджета на хозяйственный расчет; повышение степени очистки отходов производств от агрессивных и остроосязаемых примесей; значительный рост потребности в продукции безотходных территориально-производственных комплексов; интенсификация процессов очистки и сокращение времени на перевозку уловленной продукции и доставку реагентов; уменьшение колебаний спроса на уловленную продукцию путем повышения ее качества; дальнейший рост научно-технического прогресса; увеличение срока службы зданий, машин, оборудования и приборов, повышение производительности труда работников системы охраны окружающей среды; повышение эффективности использования оборудования, реагентов, энергии, материальных, трудовых и других ресурсов; уменьшение потерь реагентов, энергии, времени, затраченного на получение, обработку и выдачу технико-экономической информации, сокращение профессиональных и других видов заболеваний населения, животного и растительного мира региона.

В процессе развития экономики общегосударственной системы охраны окружающей среды от агрессивных примесей стало ясно, что наиболее важным является комплексный учет основных экономических факторов и всей совокупности показателей, связывающих материальные, энергетические, трудовые и другие

38

затраты с результатами функционирования безотходных территориально-производственных комплексов и региональных систем оперативного управления охраной окружающей среды.

При создании или коренном изменении региональной эколого-экономической системы необходимо учитывать величину затрат на науку и капитальные вложения из местного бюджета, кредит Госбанка, долю собственных централизованных и нецентрализованных средств промышленных, строительных, энергетических и других министерств, ведомств и предприятий, направленных на дальнейшее развитие безотходных территориально-производственных комплексов.

Указанные средства направляются на фундаментальные исследования, прикладные научно-исследовательские разработки, освоение достижений науки и техники, информационное обслуживание, приобретение зарубежных лицензий и патентов, подготовку научных кадров, что определяет успех развития научно-производственной и технической базы очистительных установок и агрегатов, эффективного использования, материалов, тепловой, электрической, механической энергии, трудовых ресурсов, технико-экономической информации и т.п.

Результаты повышенного уровня рентабельности региональной эколого-экономической системы окажут благотворное влияние на информационные подсистемы, включающие фонд отчетов, диссертаций, авторских свидетельств, патентов на изобретения и открытия, ГОСТов на новую продукцию, полученную в результате подготовки сырья к использованию или очистки отходов производств, на материально-вещественное и социально-экономическое развитие в системе народного хозяйства нашей страны.

Материально-вещественные составляющие эколого-зкономической системы, включающие технико-экономические показатели (уровень очистки отходов производства, относительная интенсивность освоения новых видов продукции основного производства и производства Побочного продукта, полнота использования нового очистительного оборудования вычислительной, контрольно-измерительной и регулирующей техники, новейшая технология, рациональная форма организации и управления региональными системами охраны окружающей среды от агрессивных примесей), являются производственно-экономической основой природопользования.

Создание оптимальных условий для развития РЭЭС также благотворно скажется на социально-экономических показателях в сиcтеме

39

народного хозяйства. При решении задач динамического развития системы ее характеристики обычно проверяются в рамках укрупненных задач для всех контрольных лет или ряда отрезков планируемого времени, отыскиваются связи между последовательными во времени состояниями одного и того же объекта.

Указанные задачи выполняются в два приема взаимной увязки: формирования стадий информации "сквозных" вариантов, которые описывают динамическое развитие и эволюционную деятельность региональной системы в течение всего периода программно-целевого планирования или рассматриваемого срока службы звеньев системы, и формирования вариантов функционирования системы, которые относятся к отдельным длительным отрезкам времени или годам периода планирования.

Из рассмотренных проблем программно-целевого планирования размещения систем определенный интерес представляет динамическая задача, использующая контрольные отрезки времени, что создает некоторые удобства и упрощения для часто применяемого десятилетнего периода планирования, предоставляет возможности использования "транспортных" алгоритмов и проведения экономической оценки вариантов

На первом этапе исследования такое усложнение задачи, как, например, нелинейность целевой функции или дискретность переменных, не вносит существенных изменений, а затем по мере развития задачи эти ограничения будут сниматься. При рассмотрении перспективных планов развития промышленности региона важными задачами являются рациональное использование, воспроизводство ресурсов, создание и переработка продукции, и можно допустить необязательным ввод мощностей к началу промежуточного периода, т.е. вводимые в эксплуатацию мощности начинаются в каком-то (t-м) периоде, что, в свою очередь, изменит технологию производства и соответственно изменятся текущие издержки на единицу целевого продукта.

В данном случае ограничения по существующим и вновь вводимым мощностям используются с учетом специфики и изменения технологии производства. А далее в зависимости от ситуации и адекватности отображения требований к защите окружающей среды могут быть введены дополнительные ограничения на использование мощностей территориально-производственных комплексов.

Это означает, что на уровне региона возникает необходимость полного или частичного сокращения выпуска целевого продукта, уменьшения производительности территориально-производственного

40

комплекса или его остановка. На величину ввода мощностей имеются дополнительные ограничения возможностей строительства звеньев РЭЭС в текущем периоде.

При оптимальном размещении РЭЭС определяются издержки производства на единицу целевого продукта в j-м звене и в t-м периоде на исходных мощностях или на мощностях, введенных в эксплуатацию к t-му периоду, издержки транспортных перевозок единицы целевого продукта от е-го поставщика к k-му потребителю в t-м периоде, которые зависят от объема производства, способа перевозок, строительства и многих других факторов хозяйственной деятельности.

41

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.