6.3. Пути повышения эффективности развития
производственной и лизинговой деятельности в регионе

Современная коммерциализация государственных и иных структур зашла настолько далеко, что стало неоправданным признавать неэффективными все капиталовложения только потому, что в них большая доля государственных средств (за исключением экономически неэффективных отраслей, пользующихся широкой государственной поддержкой по социальной значимости). Однако следует иметь в виду, что даже экономически неэффективные инвестиции

367

улучшают инвестиционный климат, создавая инвестиционную инфраструктуру и прокладывая дорогу эффективным. Поэтому в настоящее время при оценке инвестиционной привлекательности лизинговой деятельности в регионах и отраслях народного хозяйства разделение капиталовложений по формам собственности уже неперспективно. Здесь принципиально важным является определение оптимального промежутка времени, в течение которого вкладываются средства в развитие лизинговой деятельности. Для регионального уровня этот промежуток времени должен быть максимально возможным и внутренне однородным, поскольку в первом случае показатель объема инвестиций обладает высокой изменчивостью, а во втором - качественные "переломы", изменяющие хозяйственный механизм и тенденции развития общества, меняют и инвестиционные тенденции, обесценивая опыт и знания ретроспективы. Подтверждением может служить резкое изменение покупательной способности отечественной валюты за 1992 - 2000 гг., так как суммарные объемы инвестиций рассчитываются в долларовом эквиваленте на основании среднегодовых официальных курсов иностранной валюты.

Для простоты оценки инвестиционной привлекательности лизинга в регионе и отраслях хозяйства их внутреннюю однородность определяют чаще всего по коэффициенту пропорциональности между объемами инвестиций, производственными фондами и ресурсным потенциалом. Если коэффициент пропорциональности лизинга в регионе или отрасли выше среднероссийского, то инвестиционная лизинговая деятельность считается более активной, чем среднероссийский инвестиционный климат лизинга. Отсюда инвестиционный климат лизинга в регионе или отраслях хозяйства может улучшаться исходя из соотношения реального и нормативного уровней инвестиций. Здесь принципиально важно учитывать различие отраслей по капиталоемкости, а также отраслевые коэффициенты пропорциональности инвестиций. Поэтому для лизинга в российской экономике сопоставление производственных фондов, ресурсного потенциала регионов и отраслей народного хозяйства позволяет дифференциально оценивать влияние инвестиций на эффективность лизинговых операций.

Инвестиционную привлекательность лизинга в регионе и отраслях можно оценивать в следующей последовательности (рис. 6.5):

  • 1) находится доля производственных фондов и ресурсов, участвующих в лизинговой деятельности региона или отрасли в общероссийском объеме производственных фондов отрасли;

368

Рис. 6.6. Блок-схема связей элементов инвестиционной привлекательности в лизинговой деятельности
Рис. 6.6. Блок-схема связей элементов инвестиционной привлекательности в лизинговой деятельности

369

  • 2) за основу берется базовый объем инвестиций в данную отрасль страны, и рассчитывается нормативная величина инвестиций в эту отрасль в регионе;
  • 3) агрегирование нормативных объемов всех отраслей региона позволяет в дальнейшем рассчитать нормативную величину инвестиций в рассматриваемый регион;
  • 4) сложением реальных объемов инвестиций всех отраслей региона определяется реальная величина инвестиций, используемых в регионе;
  • 5) формализуется группировка сопоставимых показателей инвестиций и сравниваются регионы России по величине реальных и нормативных объемов инвестиций в развитие лизинга.

Следует признать, что подобное сопоставление имеет слишком обобщенный характер иЗ-за условий установленных категорий как реальных, так и нормативных инвестиций.

Количественное сопоставление реальных и нормативных инвестиций в лизинговую деятельность для отраслей хозяйства в регионах осуществляется расчетными методами простого индекса привлекательности: деление реальных инвестиций на нормативные (табл. 6.7).

Здесь объемы инвестиций характеризуют масштабы инвестиционных процессов, связанных с характеристиками объемов капитальных вложений и наличием или отсутствием необходимой деловой культуры, инвестиционной инфраструктуры в условиях рыночной экономики. Считается, если соотношение реального и нормативного объемов капитальных вложений в развитие лизинговой деятельности косвенно характеризует доходность инвестиций, то величина их реального объема может рассматриваться как показатель, свидетельствующий об их надежности.

Влияние этих двух факторов на инвестиционную привлекательность развития лизинговой деятельности в регионе примерно равнозначно. Обобщающий их расширенный индекс инвестиционной привлекательности будет определяться как среднее геометрическое индексов инвестиционной привлекательности и объема капитальных вложений в развитие лизинга отношением инвестиционной привлекательности в регионе к среднероссийскому уровню этой привлекательности (табл. 6.8). Как следует из результатов расчета индекса привлекательности инвестиций, инвестиционная привлекательность большинства отраслей хозяйства в регионах в основном ниже среднего уровня, что свидетельствует об отсутствии необходимых условий роста эффективности инвестиций в лизинговой деятельности и высокой отраслевой и территориальной дифференциации лизинговых операций.

370

Таблица 6.7

Индекс инвестиционной привлекательности развития лизинга
в российской экономике (с учетом капитальных вложений)

Расширенный индекс инвестиционной привлекательности Значение индекса Регион
Высокий Больше 1,00 Тюменская область, г.Москва, Кемеровская область, Самарская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Московская область, Красноярский край, Республика Башкортостан, Челябинская область, Республика Саха (Якутия), Нижегородская область, Ростовская область, Пермская область, Ленинградская область
Выше среднего От 0,4 до 1,0 Республика Коми, Белгородская область, Оренбургская область, Новосибирская область, Иркутская область, Саратовская область, Краснодарский край, Камчатская область, Вологодская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Тверская область, Липецкая область, Волгоградская область, Республика Дагестан, Удмуртская Республика, Омская область, Томская область, Приморский край, Амурская область, Магаданская область
Средний - Республика Карелия, Архангельская область, Владимирская область, Тульская область, Ярославская область, Курская область, Ульяновская область, Алтайский край, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Читинская область, Хабаровский край, Ивановская область, Рязанская область, Воронежская область, Астраханская область, Ставропольский край
Ниже среднего От 0,2 до 0,4 Псковская область, Калининградская область, Кировская область, Республика Карачаево-Черкессия, Чеченская республика, Курганская область, Сахалинская область, Новгородская область, Брянская область, Калужская область, Костромская область, Орловская область, Смоленская область, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Тамбовская область, Пензенская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия
Низкий Менее 0,2 Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Еврейская автономная область, Ингушская Республика

371

Таблица 6.8

Классификация групп регионов России по факторам
инвестиционной привлекательности на развитие лизинга

Индекс объема капиталовложений Простой индекс инвестиционной привлекательности (без учета объема капиталовложений)
Очень низкий (до 0,80) Низкий (0,80 - 0,90) Средний (0,90 - 1,00) Высокий (1,00 - 1,20) Очень высокий (более 1,20)
Группа 5 Группа 4 Группа 3 Группа 2 Группа 1
Очень низкий (до 0,30) Калининградская, Брянская, Костромская, Орловская и Смоленская области, Республика М ордовия, Чувашская Республика, Кировская, Тамбовская и Пензенская области, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область Новгородская и Калужская области, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия Астраханская область, Кабардино-Балканская Республика, Республика Тыва, Чукотский автономный округ Псковская, Ивановская и Курганская области, Республика Марий-Эл Карачаево-Черкесская и Республики, Республика Алтай
Низкий (0,30 -0,60) Ставропольский край, Сахалинская область Архангельская, Рязанская, Тульская и Воронежская области, Хабаровский край Ярославская, Курская, Липецкая, Омская и Читинская области, Алтайский край Респ. Карелия, Владимирская, Ульяновская и Амурская области, Республика Хакасия Тверская, Камчатская и М агаданская области, Республика Бурятия, Республика. Дагестан
Средний (0,60 -1,00) Волгоградская и Томская области, Приморский край Мурманская область, Санкт-Петербург Вологодская и Саратовская области, Краснодарский край, Удмуртская Республика Белгородская область Новосибирская область
Высокий (1,00 - 2,00) Оренбургская и Иркутская области, Республика Коми Пермская область Ростовская область Ленинградская, Московская и Нижегородская области Республика Саха
Очень высокий (более 2,00)   Республика. Башкортостан, Красноярский край Республика Татарстан Самарская, Свердловская, Челябинская, Кемеровская и Тюменская области Город Москва

372

В практике экономического анализа часто приходят к ложным выводу о том, что наименьший инвестиционный интерес представляют зоны освоения, слаборазвитые экономические, районы, территории, на которых размещены малые и средние промышленные предприятия, предприятия оборонного комплекса и сельскохозяйственного производства. Это результат отсутствия реальной оценки качества менеджмента, неадекватного отношения хозяйственников и государственных чиновников к инвестициям в лизинговую деятельность и низкого уровня их компетенции.

Нормативные положения могут быть как общие, так и особенные. В первом случае на имущество, приобретенное по лизингу, амортизация начинается в течение срока полезного его использования, когда оно может приносить доход или служить целям организации. Этот срок лизингопользователь определяет самостоятельно. Если в условиях договора не указаны технико-экономические характеристики приобретаемого по лизингу имущества или срок полезного его использования, то он определяется лизингопользователем исходя из ожидаемого срока использования с соответствующей производительностью, или ожидаемого физического износа, или нормативно-правовых ограничений использования приобретенного по лизингу имущества, например срока аренды.

Амортизация начисляется на средства производства и природные ресурсы, стоимость которых определена методами экспертных оценок, и чаще всего сроком на 12 месяцев.

В некоторых научных работах отмечается, что не подлежит амортизации имущество, потребительские свойства которого с течением времени будто бы не изменяются (земельные участки, объекты природопользования), при этом:

  • начисления амортизации по объекту лизинга производит лизингопользователь в зависимости от условий договора;
  • по взаимному соглашению стороны лизинговой сделки могут применять ускоренную амортизацию лизингового имущества (коэффициент ускорения амортизации имущества устанавливается законодательством РФ); иногда для упрощения ускоренной амортизации используются линейные методы ее исчисления, или так называемые "методы уменьшения остатка";
  • по существующим правилам амортизация начисляется независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

В процессе анализа показателей эффективности инвестиций для развития лизинга в отраслях хозяйства регионов важным следует считать факторы, непосредственно влияющие на инвестиционную привлекательность финансового состояния, фондоемкость

373

производств, стоимость производственных фондов и ресурсов, приобретаемых по лизингу, а также на уровень развития производственной и рыночной инфраструктуры и территориальной организации производств. С учетом этого выполнена классификация групп регионов по факторам инвестиционной привлекательности на развитие лизинга. Особую инвестиционную привлекательность имеет Москва, где реальные инвестиции значительно превысили нормативные, что свидетельствует об ускоренном развитии лизинга на предприятиях и вне производственной сферы более чем в 3 раза, а анализ распределения инвестиций по другим экономическим регионам страны обнаруживает значительную дисперсию в лизинговой деятельности.

Следует заметить, что географическое распределение инвестиций в лизинговую деятельность дает слабое представление о пропорциональном вкладе в национальную и региональную экономику. Чтобы понять эффективность распределения инвестиций в лизинговую деятельность регионов и отраслей хозяйства, а также их формы и структуры, необходимо осуществить комплексный анализ источников финансирования. Значительные трудности возникают при исследовании географии инвесторов, стран-инвесторов и некоторых регионов России, так как доступ к достоверным данным об объемах финансирования и условиях, на которых развивается лизинговая деятельность, в большинстве случаев затруднен.

Например, данные о географическом распределении американских инвестиций в лизинговую деятельность в России Практически недоступны. В этих условиях определять инвестиционную привлекательность возможно только методами соизмерностей, подобий или эвристическими обобщениями. Дальнейшему продвижению к обоснованию инвестиционной привлекательности в лизинговую деятельность могут способствовать новые формы совместных (с другими странами) предприятий, в которые поступают прямые иностранные инвестиции. По данным Госкомстата, в 1995 г. кумулятивный объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил 2,7 млрд долл. США, что свидетельствует об улучшении инвестиционной привлекательности России.

На начальной стадии инвестиционные потоки большей долей шли в ресурсодобывающие районы Севера и Астраханскую область, в нефтяные и газовые проекты, а в последующие периоды прямые иностранные инвестиции увеличивались в Северо-Западном регионе и Поволжье, причем они направлялись на производство рыночно-ориентированных потребительских товаров. На этой основе заметно увеличиваются и инвестиции на развитие лизинга, в большей степени в системе внешней торговли. Поэтому все эти направления

374

инвестиционных процессов (совместные предприятия, торговля) являются рыночно-ориентированными, т.е. ожидаемые доходы должны быть достаточными для выкупа имущества в срок, составляющий не более трех лет. При рыночно-ориентированном подходе все экономические оценки и денежные расчеты должны осуществляться в условиях единого базового периода без учета роста выручки от инфляции.

По нашим оценкам, минимальная потребность российской экономики в инвестициях капитального характера на ближайшие пять лет составляет более 250 млрд долл., так как в отраслях народного хозяйства в замене нуждается более 70% основных производственных фондов. Усложнение ситуации по росту инвестиционной привлекательности состоит и в том, что имеют место неустойчивость финансового положения в российской экономике и пренебрежение достоверным прогнозированием кредитоспособности большинства отечественных лизингопользователей, а лицензирующий орган Министерства экономики и Центральный банк не осуществляют сбор информации по объемам лизинговых операций и доле лизинга в общих объемах инвестиций в производственные фонды и эффективное использование ресурсов.

Госкомстат страны пытается наладить сбор информации, отражающей стоимость лизингового имущества при вводе в действие объектов, производственных фондов и т.п. Поэтому оправданным является применение задач прогнозирования развития лизинговой деятельности, ее оптимизация и обоснование инвестиционной привлекательности методов экспертных оценок, корреляционного и регрессивного анализа лизинговых операций.

Учитывая тенденции и динамику развития мировой экономики и лизингового рынка, можно спрогнозировать на ближайшие два-три года следующие показатели: ежегодный объем лизинговых операций, - более 450 млрд долл.; балансовая стоимость лизингового имущества - не менее 1,35 трлн долл.; доля лизинговых инвестиций в экономику - около 16%. Если сохранится темп роста лизинговой деятельности, то к 2010 г. объем лизинговых операций может превысить 1,1 трлн долл., балансовая стоимость имущества будет около 3 трлн долл., доля лизинговых инвестиций - около 24%. В результате расчетов показателей лизингового рынка (среднемировые показатели лизингового рынка, доля лизинговых инвестиций в общем объеме капиталовложений, уровень инвестиционной привлекательности, доля производственных средств и ресурсов в импорте, объем банковского кредитования) выяснено, что в России стоимость совокупных лизинговых операций должна была бы

375

составить более 2,5 млрд долл. в год. Анализ данных, содержащихся в "Программе развития лизинга в РФ в 1996 - 2000 гг.", свидетельствует о том, что имелись потенциальные возможности увеличить объемы лизинговых операций в 2000 г. до 4,5 млрд долл., а в реальности они составили 1,3 млрд долл.

Для лизинговых операций в Российской Федерации характерны небольшое разнообразие и неустойчивость основных элементов лизинговой инфраструктуры. Из многообразия сделок, применяемых в мировой практике, российские лизинговые компании осуществляют инвестирование в форме традиционного финансового лизинга с передачей имущества лизингополучателю по завершении срока действия договора или с обязательным выкупом по остаточной стоимости, что также влияет на уровень инвестиционной привлекательности. Ограниченность выбора оптимальных способов приобретения производственных фондов в конце срока обусловливается пока еще слабым развитием вторичного рынка и невозможностью последующей сдачи или продажи лизингового имущества.

В последние годы были предприняты попытки организации и проведения операций возвратного лизинга и лизинга с привлечением средств инвесторов. Однако компании, пытавшиеся использовать эти схемы, столкнулись с трудностями бухгалтерского учета и налогообложения, а также с нерегламентированностью применения ускоренной амортизации для сделок возвратного лизинга, что значительно повлияет на показатели эффективности их деятельности. Сдерживающим фактором; в повторной сдаче имущества в лизинг с полной окупаемостью при наличии неотвратимых обстоятельств становятся требования к финансовому лизингу, закрепленные в российском законодательстве. Основные положения этих требований взяты из Оттавской конвенции 1988 г. Альтернативой здесь может служить передача имущества компаниям, выступающим в роли поставщиков в случаях повторного лизинга.

Развитие российского лизингового рынка иногда затруднено в связи с отсутствием четкой классификации основных видов лизинга и схем их реализации.

Так, необходимо разнообразить процедуры проведения операций возвратного лизинга, позволяющего быстро увеличить текущую ликвидность лизингополучателей без изменения состава используемых актов и привлечения внешних кредитов. Подобное динамическое продвижение должно включать определение стоимости продажи имущества инвестору, методику бухгалтерского учета, налогообложения сделки, усиление инвестиционной привлекательности.

376

Для российской экономики наилучшими условиями развития лизинга, стало бы использование реальных источников финансирования из местных и федеральных бюджетов, а также внебюджетных фондов. В результате муниципальные компании получали бы льготы или беспроцентное финансирование, лизинговые ставки не превышали бы 16%, объемы предоставляемых средств составляли бы около 24 млн долл. в год. В России такими компаниями могут быть Лизингуголь, Росагроснаб и многие другие, которые выполняют правительственные задания и являются подразделениями соответствующих министерств и ведомостей. Стоимость финансирования и лизинговая маржа у таких компаний не превышают 3% и покрывают лишь операционные затраты. Лизинговые компании, учредителями которых являются иностранные юридические лица, выполняют задачи расширения продаж продукции материнских компаний и допускается кооперативное финансирование, а лизинговая маржа в этом случае трудно определяется из-за временной неопределенности, завершающих расчетов и "плавающей" контрактовой стоимости продукции. Из-за наличия рыночных цен на продукцию, российских рисков появляется необходимость страхования и хеджирования в предположении, что ставка лизинговых операций будет не ниже 12% годовых.

От этого уменьшаются потоки иностранных инвестиций и у компаний появляются ограничения в возможностях управления текущим портфелем лизинговых проектов. В этих условиях остаются только возможности на получение финансирования из муниципальных, федеральных бюджетов и каптильных лизинговых компаний иностранных производителей различного вида продукции и заинтересованных в расширении продаж на российском рынке. Для поступательного развития лизинга в нашей стране необходимы: оптимальное сочетание традиционных и новых источников финансирования, эффективно использующие бюджетные средства и средства вновь образованных гарантийных фондов; секьюритизация; сублизинг и лизинговое брокерство; современные методы страхования рисков.

Использование бюджетных средств позволяет снизить инвестиционные риски для лизингодателя за счет выделения части средств государственными органами на развитие лизинга, создание совместных страховых фондов, пулов с отчислениями части лизинговой маржи или прибыли компаний.

Секьюритизация в деятельности лизинговых компаний показала приемлемость и устойчивость к негативным воздействиям рынка с нецивилизованными его проявлениями. При хорошо структурированном

377

лизинговом портфеле с инвестициями в реальном секторе экономию! финансовое состояние лизинговых компаний и при неблагоприятных условиях может быть лучше, чем у многих проблемных банков. Этот факт положительно характеризует работу с потенциальными кредиторами.

В разрезе экономико-организационной структуры международного лизинга имеются реальные возможности активизации лизингового брокерства и повышения объемов инвестиций в развитие сублизинга. Следует отметить, более сильные потенциальные возможности в этом направлении имеются у российских компаний, являющихся членами международных лизинговых клубов. При этом иностранные лизинговые компании, не присутствующие в России, могли бы передавать права для решения организационных аспектов и практических задач российским компаниям, поскольку те лучше знают правовые и экономические условия, алгоритм построения взаимоотношений с федеральными и региональными органами власти и могут осуществлять оперативный контроль эксплуатации лизингового имущества. Однако здесь есть опасность увлечься спекулятивностью лизинговых операций вместо повышения реальной эффективности инвестиций, главным образом за счет роста текущих затрат и накладных расходов.

Повышение роли сублизинга осуществляется по следующей схеме: западные лизинговые компании на основе международных соглашений сдают в лизинг имущество российским лизинговым компаниям, которые затем передают его в сублизинг конечным потребителям. Считается, что в этом случае следует только определить статус сублизингодателя, условия распространения льгот на сублизинг (а не ответственности) и возможности для сублизингополучателя рассчитываться с иностранными лизингодателями. В современных условиях для отечественных лизингодателей актуальными являются разработки новых методических подходов снижения риска финансовых и социально-экономических потерь, которые определяются кредитоспособностью, ликвидностью, криминальностью и другими факторами в отношении некоторых российских лизингополучателей, частотой ошибок в финансово-экономических расчетах лизинговых проектов, недостаточности развития системы реализации имущества на вторичном лизинговом рынке и т.п.

Российские лизинговые компании, созданные дилерами, продавцами оборудования и машин или их производителями по производственному (отраслевому) принципу, а иногда организованные иностранными учредителями (например, Capita Corporation CJS), ориентированы на определенные сектора отечественной экономики

378

или группы потребителей и не охватывают смежные потребности народного хозяйства/Главной целью таких компаний является увеличение продаж, а не получение прибыли. Доля операций таких компаний в общем объеме составляет около 13%. Регулирование объема продаж осуществляется за счет усиления ценовой конкуренции среди сбытчиков продукции и лоббирования специальных условий в совокупности со льготами зарубежного производителя (например, Hewllet Pakkard). Это обстоятельство не способствует росту показателей инвестиционной привлекательности для отечественных добропорядочных инвесторов.

В России существуют полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных и муниципальных органов власти, финансированные полностью или частично из их бюджетов и поддерживаемые малым предпринимательством. С позиции банков эти компании не вызывают интерес или не кредитуются. Поскольку полукоммерческие лизинговые компании ориентированы в основном на небольшие и средние фирмы или на предприятия определенной отрасли, имеющие искусственно созданные проблемы с ликвидностью, их лизинговый портфель слабо дифференцирован по отраслям и заемщикам. Для подобных лизинговых компаний характерна малоразвитость системы управления рисками, продолжительность бюрократических процедур при подготовке лизинговых договоров, а инвестирование часто производится в убыточные отрасли и т.п. Поэтому успешное их развитие в основном зависит от состояния федерального бюджета, размер которого колеблется в пределах 23 - 30 млрд долл. в год.

Самыми многочисленными по количеству участников являются независимые лизинговые компании, не имеющие четкой стратегии в отношении развития лизингового бизнеса. Главная их цель - извлечение немедленной прибыли и неучастие в долгосрочных лизинговых проектах. Объектами лизинговой сделки являются в основном малоценные и подержанные отечественные машины и оборудования, для приобретения которых очень редко используют заемный капитал. Эти компании не стремятся к оптимальному объединению в крупные экономико-организационные образования, и объем их лизинговых операций в России составляет около 7% общего объема операций.

Таким образом, организационные формы и современные тенденции развития лизинговой деятельности не обеспечивают существенного роста инвестиционной привлекательности и не укрепляют сбалансированную устойчивость развития российской экономики в ближайшей перспективе. Это определяет необходимость разработки

379

новых экономико-организационных образований, интегрирующих многообразие лизинговых операций и позволяющих повышать инвестиционную привлекательность и эффективность лизинговой деятельности в период становления рыночных отношений в российской экономике.

Комплексный анализ форм и методов развития лизинговой деятельности в российской экономике, а также прогнозирования показателей эффективности инвестиций в данную сферу деятельности, оптимизации процессов и условий доказал необходимость инвестиционной мобилизации на основе перераспределения ресурсов, используемых в лизинговой системе. Поэтому в современных условиях государству при реализации приоритетных направлений структурирования и стимулирования инвестиционной политики целесообразно обеспечить условия для формирования производственно-финансовых агломераций, деятельность которых будет также включать лизинговые операции, и развития конкурентоспособных на мировых рынках крупных отечественных экономико-организационных структур. Однако повышение эффективности интеграции финансового и производственного капитала для развития лизинговой деятельности невозможно без создания необходимых условий роста инвестиционной привлекательности, которая тесно связана с уровнем правового обеспечения.

Стимулирование создания корпоративных производственно-лизинговых образований (ПЛО) должно стать важнейшим направлением экономической политики государства, поскольку объединение интегрированных производственно-финансовых структур, технологически связанных производственными, коммерческими, финансовыми и страховыми обязательствами, создает условия к снижению рисков, повышению инвестиционной привлекательности и устойчивому росту эффективности вложенных капиталов в лизинговую деятельность.

Исследования показали, что интеграция производственных капиталов и финансовых структур в ПЛО имеет свои преимущества, которые положительно повлияют на эволюцию лизинговых операций через следующие факторы:

  • повышение устойчивости функционирования элементов лизинга в ПЛО;
  • совершенствование координации лизинговой деятельности в общей системе ПЛО;
  • рост уровня контроля и управления финансовыми потоками, предназначенными для развития производственной и лизинговой деятельности;

380

  • расширение инвестиционной и инновационной деятельности ПЛО и лизингового рынка;
  • рост конкурентоспособности компаний в рамках ПЛО и на внешних лизинговых рынках;
  • расширение рынка сбыта продукции и лизинговых операций. Известная в мировой практике классификация различных форм

интеграции корпаративных структур (тресты, концерны, картели, синдикаты, ТНК, холдинги, конгломераты и т.п.) позволяет утверждать, что экономико-организационная форма российских ПЛО схожа по ряду признаков с зарубежными аналогами по территориально-организационным и отраслевым признакам, по формам консолидации пакетов ценных бумаг, определяющих форму управления производственной, коммерческой и лизинговой деятельности, и по уровню диверсификации.

В период перехода к рыночным отношениям появление интегрированных структур управления лизинговыми операциями и производством в реальной экономике на основе консолидации акционерного капитала может стать заключительным этапом разгосударствления собственности и началом перехода из стадии депрессион-ной стабилизации к росту эффективности инвестиций в развитие производства и сферы услуг. При этом должны решаться следующие актуальные задачи:

  • поиск путей рационализации устаревших кооперационных связей и налаживание новых;
  • создание условий аккумулирования ресурсов для восстановления инвестиционной и инновационной активности в лизинговой производственной деятельности;
  • рациональная внутренняя реструктуризация ПЛО в целях устранения разбалансированности производственных циклов и лизинговых операций.

Складывающаяся логика инвестиционных процессов, их структура, этапы и своеобразие связей в лизинговой деятельности позволяют объяснить особенности долговременных колебаний экономической активности в российской экономике. При дифференциации и выборе критериев для экономико-правовой формы ПЛО должны быть учтены: организационно-правовые формы, обеспечивающие оперативный контроль за ходом лизинговых операций, инвестициями и потоками платежей; тип организационно-управленческих отношений по всей иерархической системе ПЛО, который характеризуется уровнем централизации функций управления; тип воспроизводственных отношений в сфере производства и услуг ПЛО и т.д.

381

Внутренними связями ПЛО в интегрированной форме (вертикальной и горизонтальной) должны быть закреплены условия становления и последовательное развитие лизинга в общей экономико-организационной системе, т.е. имеется в виду интегрированный с производством лизинг - интегрированный конгломерат или транснациональная корпорация.

Если же ориентироваться не на коренную перестройку лизинговых экономико-организационных образований, а на последовательное их развитие, то для отечественной современной экономики характерным являются холдинговые компании, обладающие следующими основными признаками:

  • отраслевая основа управления;
  • территориальная основа организации лизинговой деятельности;
  • иерархическое соподчинение участников лизинговой деятельности;
  • вид деятельности, осуществляемый материнской компанией;
  • доля государства в уставном капитале холдинга и сферы его деятельности;
  • тип интеграции компаний, входящих в холдинг;
  • доля взаимного холдингового влияния.

Современные отечественные холдинги с участием банков, промышленных, страховых, инвестиционных, лизинговых и иных компаний ориентированы на возрастание инвестиционной привлекательности ценных бумаг производства и сферы услуг. Подобная тенденция укрупнения компаний, определяющих экономическую политику в соответствующих отраслях и регионах РФ, усиливается с ростом интеграции производственных процессов и лизинговых операций, что является важнейшим резервом повышения эффективности инвестиций в развитие лизинговой деятельности. Интегрированные экономические системы имеют собственный "жизненный" цикл, зависящий от уровня концентрации производственных потенциалов и объемов лизинговых операций, входящих в структуру ПЛО, которые сами могут приобретать свойства целостности и становятся более выгодными как для отдельных звеньев, так и для ПЛО в целом. На определенном этапе развития некоторые звенья ПЛО отделяются от материнских компаний и обретают статус юридических лиц.

Из приведенного комплексного анализа отраслевых и региональных интегрированных корпоративных структур как совокупности ПЛО, расположенных на российской территории, следует, что они объединяют свои активы на основе долгосрочных критериев

382

оптимального развития с учетом следующих принципов интегрированности:

  • самоорганизация внутренних связей;
  • самопланирование перспективы развития;
  • оперативный самоконтроль и регулирование процессов производства и финансовых потоков;
  • адаптивность к меняющимся внешнеэкономическим ситуациям;
  • производственная и духовная совместимость всех элементов ПЛО;
  • рациональная автономность ПЛО в границах административных территорий и системы централизованного управления;
  • иерархичность в процедурах принятия решений и управления процессами производства и лизинговыми операциями;
  • экологическая, коммерческая и иная безопасность производственной и лизинговой деятельности;
  • взаимосвязь процессов производства и лизинговой деятельности ПЛО.

Для обеспечения реализации данных принципов необходимо иметь общие цели объединяемых субъектов и возможности комплексного использования всех необходимых ресурсов. При определении стратегических целей и путей развития ПЛО следует учитывать производственные, социальные, териториально-географические, отраслевые , экологические и иные факторы развития цивилизованных рыночных отношений. При этом определение потенциальных участников интегрированных образований в корпоративной структуре должно опираться на результаты коллективного анализа следующих показателей:

  • объема уставного капитала и принципов распределения собственности;
  • объема лизинговых операций и производства продукции и услуг, динамического изменения прибыли;
  • структуры лизинговых операций, состава и номенклатуры продукции производства;
  • себестоимости производства продукции и услуг, структуры издержек в лизинговой деятельности;
  • финансовой устойчивости лизингополучателей, потребителей продукции, услуг и поставщиков сырья, материалов и прочих ресурсов;
  • физического и технологического состояния производственных фондов и ресурсов, приобретаемых по лизингу;
  • уровня маркетинговых операций;

383

  • наличия перспектив развития, уровня организационной и финансовой структур управления;
  • состояния дебиторской и кредиторской задолженности;
  • суммы денежных средств претендента, сосредоточенной в банке региональных корпоративных структур;
  • объемов кредитов в банке структуры ПЛО;
  • прогнозного размера поступлений и оттока средств на проекты развития производства и лизинговой деятельности, а также объемов текущих затрат;
  • прогнозных долей финансовых показателей в консолидированном балансе ПЛО.

Таким образом, эффективное формирование и функционирование корпоративных структур невозможно без комплексного анализа ретроспективы каждого участника в ПЛО и обоснованного бизнес-плана, опирающегося на прогнозы развития ПЛО и результаты оптимизации взаимосвязанной производственной и лизинговой деятельности. В обобщенном виде модель развития интегрированных корпоративных структур ПЛО представлена на рис. 6.6. В этой модели для каждого иерархического уровня управления производственными процессами и лизинговыми операциями четко определен круг задач повышения эффективности инвестиций и текущих затрат.

Достижения желаемых результатов от деятельности ПЛО возможно при полном решении следующих основных комплексных задач:

  • формирование рыночно-ориентируемого менеджмента всех уровней;
  • совершенствование маркетингового исследования по выявлению путей минимизации текущих затрат и повышения эффективности капитальных вложений в развитие производственной инфраструктуры и лизингового рынка;
  • селективный подбор потенциальных участников производственной и лизинговой деятельности в рамках ПЛО и заключение с ними контрактов и договоров;
  • разработка бизнес-плана, обеспечивающего конкурентоспособность производимых товаров и качество оказываемых услуг, создающего условия для роста инвестиционной привлекательности;
  • определение критериев выбора оптимальной структуры ПЛО для корпоративного интегрирования.

В этой связи важно выявить особенности деятельности ПЛО, в которых должна соблюдаться пропорциональность инвестиций (табл. 6.9). Однако расчетные данные не подтверждают эту необходимость,

384

Рис. 6.7 Блок - схема связей факторов роста эффективности инвестиций в развитие производственных и лизинговых образований: I - объект исследования; II - факторы развития ПЛО; III - направление развития производственной и лизинговой деятельности
Рис. 6.7 Блок - схема связей факторов роста эффективности инвестиций в развитие производственных и лизинговых образований:
I - объект исследования; II - факторы развития ПЛО; III - направление развития производственной и лизинговой деятельности

385

Таблица 6.9

Объем инвестиций по отраслям народного хозяйства
(млрд руб., в ценах 1990 года)

Инвестируемые объекты 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Производство товаров 135 / 9,7 115,2 / 9,6 64,5 / 4,8 49,7 / 4,9 31,8 / 5,1 27 / 4,2 23 / 2,1 22,3 / 2,15 22,5 /
Электроэнергетика 0,1 5,6 / 0,12 0,13 0,4 3,7 / 0,37 3,6 / 0,3 3,4 / 0,12 3,7 / 0,21 3,5 / 0,1
Топливная промышленность 28,9 / 4,2 23,0 / 5,1 20,2 / 4,4 16,7 / 4,6 10,4 / 4,1 9,8 / 4,0 8,3 / 2,3 8,1 / 3,2 7,0 / 1,9
Черная металлургия 3,5 / 0,03 3,2 / 0,01 2,8 / 0,04 2,1 / 0,06 1,4 / 0,056 1,4 / 0,051 1,0 / 0,04 0,9 / 0,03 0,8 / 0 ,01
Цветная металлургия 0,04 3,3 / 0,01 0,02 2,1 / 0,04 1,5 / 0,05 1,3 / 0,05 0,9 / 0,02 1,0 / 0,03 1,0 / 0,01
Химическая и нефтехимическая промышленность 4,1 / 0,03 3,5 / 0,02 2,7 / 0,01 1,8 / 0,02 1,2 / 0,01 0,03 0,9 / 0,01 0,4 / 0,01 0,75 / 0,005
Машиностроение и металлообработка 20,6 / 3,4 14,3 / 3,3 2,1 4,8 / 1,7 1,3 2,1 / 1,1 1 1,0 1,1 / 0,83
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 0,03 0,01 0,01 0,01 0,8 / 0,009 0,8 / 0,009 0,5 / 0,008 0,5 / 0,005 0,45 / 0,002
Промышленность строительных материалов 3,5 / 0,001 3,5 / 0,002 1,9 / 0,002 1,0 / 0,001 0,7 / 0,001 0,7 / 0,001 0,5 / 0,001 0,4 / 0,32 / 0,002
Легкая промышленность 3,0 / 0,02 2,5 / 0,02 1,2 / 0,01 0,7 / 0,02 0,4 / 0,02 0,2 / 0,01 0,1 / 0,001 0,1 / 0,001 0,12 / 0,001
Пищевая промышленность 7,2 / 1,10 6,5 / 0,15 3,2 / 0,15 3,2 / 0,17 2,1 / 0,19 0,2 0,2 1,6 / 0,19 1,9 / 0,2
Сельское хозяйство 39,5 / 0,10 36,8 / 0,11 13,0 / 0,11 8,4 / 0,17 4,0 / 0,21 2,4 / 0,23 0,2 1,3 / 0,17 1,0 / 0,1
Строительство 11,3/ 9,2 / 0,08 3,2 / 0,055 2,5 / 0,99 2,6 / 0,12 1,7 / 0,19 2,3 / 0,2 2,2 / 0,27 2,1 / 0,20

Примечания: 1. В числителе приведены общие объемы инвестиций (см.: Российский статистический ежегодник. - М., 1997 - 1998).
2. В знаменателе даны объемы лизинговых операций, рассчитанные, по данным: Экономист. - 2000. - Октябрь.

386

т.е. из-за отсутствия в отечественной экономической практике критического анализа показателей экономической эффективности и уровня социальной значимости развития лизинга в сфере производства и оказания услуг набирает силу спекулятивный рынок. Чтобы исключить негативные тенденции в развитии лизинга в общей экономико-организационной структуре ПЛО, необходимо углубленное исследование изучаемого объекта на базе современных представлений о рыночной экономике и использовании прикладного экономико-математического инструментария. Как уже отмечалось ранее, наибольшими возможностями при решении задач поиска путей оптимального развития сложных организационно-экономических структур обладают методы экономико-математического моделирования и оптимизации процессов производства и лизинговых операций.

Дальнейшее продвижение исследования по пути повышения инвестиций в развитие ПЛО можно рассматривать в такой последовательности:

  • 1) определение и оптимизация межотраслевых и межрегиональных коммерческих связей с целью достижения максимума эффективности собственного и заемного капитала;
  • 2) установление сходных экономических, экологических, социальных и других типов связей между лизингодателями и лизингопользователями, способствующих устойчивому развитию производства и лизинговой деятельности в ПЛО;
  • 3) взаимоувязка оборачиваемости средств на стадиях производства продукции, ее сбыта и лизинговых операций, создающих условия, исключающие двойной счет затрат и результатов, снижение потерь энергетических и материально-вещественных ресурсов на стадии транспортировки и производственных процессов;
  • 4) обеспечение системы производственной и лизинговой деятельности в ПЛО необходимыми методическими материалами, способствующими построению рациональной структуры управления финансовыми потоками;
  • 5) создание и внедрение рыночных механизмов, экономических, правовых, социальных, экологических и других оценок развития системы производства и лизинговой деятельности.

Деятельность участников ПЛО осуществляется на договорных началах и в соответствии с законодательством нашей страны. В "чистом" виде современные лизинговые компании упорно добиваются лизинговых льгот, лоббируя поправку Таможенного кодекса. Государственный таможенный комитет РФ письмом от 24 мая 1999 г.

387

определил, что ст. 34 Федерального закона "О лизинге" не соответствует первой части Налогового кодекса и Гражданскому кодексу. Эти затруднения автоматически снимаются, если лизинговые компании входят в ПЛО. В случаях и порядке, установленных законодательством РФ о налогах, участники ПЛО, занятые в сфере производства товаров, оказания услуг и выполнения лизинговых операций, могут быть признаны консолидированным объединением налогоплательщиков, могут вести сводный учет и, отчетность, а по всем разделам бизнес-плана - баланс ПЛО.

Эффективность инвестиций в лизинговую деятельность может быть существенной при рациональном распределении и перераспределении производственных и лизинговых потенциалов между участниками ПЛО. Поэтому при оптимизации внутренних и внешних взаимосвязей между пользователями лизингового имущества необходим стратегический бизнес-план устойчивой сбалансированности экономического и социального развития в регионе и во всей совокупности элементов внутри производственно-лизинговых образований.

В стратегическом бизнес-плане должны быть отражены:

  • разработка временных переходных нормативов, соответствующих производственной, лизинговой деятельности, социальной инфраструктуре, финансовым и другим возможностям устойчивого социального и экономического развития ПЛО, которые обеспечат эффективность использования собственного и заемного капитала;
  • рациональное использование производственного потенциала и лизингового имущества, а также объективных экономических оценок оборотных средств ПЛО;
  • соблюдение сбалансированного и пропорционального распределения собственности в соответствии с рациональным использованием ее в ПЛО и в регионе в целом, чтобы обеспечить оптимальный жизненный уровень населения и повысить эффективность инвестиций;
  • разработка и применение более совершенных сводных балансов основных производственных фондов и имущества, приобретенного по лизингу для инфраструктуры ПЛО, а также для обеспечения оптимальных соотношений и пропорций между объемами инвестиций в сфере производства и удовлетворения социальных потребностей с учетом экологических факторов;
  • рациональное использование возможностей прикладного инструментария по управлению лизинговыми операциями;
  • обеспечение эффективности хозяйственного механизма, соответствующего цивилизованным рыночным отношениям, который включает меры морального и экономического стимулирования за рациональное вложение государственных инвестиций в развитие ПЛО, решение социальных задач и охрану окружающей среды;

388

  • комплексный анализ накопления и рационального использования ресурсного потенциала и финансовых средств ПЛО, организационное и технологическое обеспечение производства и лизинговых операций на отраслевом, региональном и межрегиональном уровнях;
  • разработка рациональных подходов и методов формирования базового банка данных о производственной, социальной и лизинговой сферах деятельности (независимо от форм собственности и специализации объектов в ПЛО) для целей прогнозирования и оптимизации показателей эффективности инвестиций, обеспечивающих устойчивое экономическое и социальное развитие региона;
  • создание резерва оборотных средств для непрерывной подготовки и обучения кадров ПЛО и повышения их квалификации по проблемам производства и лизинговой деятельности;
  • своевременное обеспечение правовой достаточности оптимального и адаптивного управления объектами ПЛО и социальной сферы в регионе.

Соблюдение российского законодательства и выполнение перечисленных мероприятий, направленных на повышение эффективности инвестиций в развитие производственной и лизинговой деятельности, позволят поддерживать устойчивую сбалансированность всей совокупности взаимосвязей интегрированных производственно-лизинговых образований. Возможность адаптации ПЛО и устойчивого роста эффективности в рыночной экономике во многом зависит от наличия и размеров ряда потенциалов, к которым относятся:

  • природные, включая ресурсные и пространственные;
  • производственные - технические, технологические, энергетические;
  • финансовые (единоличные, кооперативные, акционерные, государственные, муниципальные и зарубежные инвестиции), хозяйственные и инфраструктурные;
  • экономические - состояние земельных ресурсов, атмосферного воздуха и гидросферы;
  • демографические - доля трудоспособного населения, уровень образования и квалификация кадров;
  • экономико-организационные - уровень преемственности управления, гибкость системы ПЛО и способность его к самоорганизации, устойчивость обратных связей в процессах рыночной экономики, целостность и устойчивость системы;
  • нравственные, эстетические и пр.

389

Итак, при выборе путей повышения эффективности инвестиций в развитие системы сложных производственных и коммерческих образований необходимо разработать гибкую структуру управления с соблюдением принципов устойчивости межотраслевых и других внешних связей, поддерживать и укреплять производственную и финансовую сбалансированность и пропорциональность показателей производственной, социально-экономической и лизинговой деятельности в объектах ПЛО и использовать положительный опыт комплексного решения задач в условиях рыночной экономики.

Контрольные вопросы

  1. Какие типы лизингов существуют?
  2. Какие условия необходимы для безубыточной лизинговой деятельности?
  3. Дайте классификацию лизинговых рынков.

390

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.